КЛЮЧЕВЫЕ «ТОЧКИ РОСТА» БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2025 ГОДУ
(областная тема)
По итогам 2024 года (с учетом имеющейся статистической информации) обеспечено выполнение целевых показателей социально-экономического развития:
- темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы - сложился на уровне 120,1% при задании 111,6%.
Уровень зарплаты – 2012,7 руб. По РБ – 2271,9 руб., темп роста 119,4%.
- темп роста совокупных поступлений доходов консолидированного бюджета области - составил 120,6% при годовом задании 109,3%.
2 место в РБ после Могилевской области с темпом 123,5%.
- темп роста валового регионального продукта - 104,6%.
4 место в РБ, темп роста ВВП 104%, объем ВРП 28,6 млрд. руб., или 11,6% в ВВП республики.
Его прирост (на 4,6%) более чем наполовину (на 2,5% из 4,6% прироста) сформирован за счет положительного вклада отраслей реального сектора экономики, в том числе вклад промышленности в формирование ВРП 1,7%, сельского хозяйства 0,4%, строительства 0,4%.
Кроме того, 0,9% темпа роста добавили за счет торговли, еще 0,5% - благодаря восстановлению динамики по транспортной деятельности.
- норматив снижения уровня затрат на производство и реализацию продукции - за 9 месяцев составил «минус» 1,5% при задании «минус» 1,4%.
- задание по вводу в эксплуатацию жилья в целом по области выполнено на 101,3% (введено 662,2 тыс. кв. м при задании 653,6 тыс. кв. м), с господдержкой – введено 70% запланированных объемов (195,6 тыс. кв. м при задании 280 тыс. кв. м, 1 место в республике, по республике 59,4%).
С учетом бюджетного жилья (арендного, социального и т.д.), а также жилья, построенного по государственному заказу, ввод жилья с государственной поддержкой составил 267,489 тыс. кв. м, или 95,5% от годового задания.
Невыполнение задания обусловлено уменьшением интереса граждан к строительству жилья с господдержкой в связи с ежегодным снижением объема господдержки в стоимости жилья.
Брестским облисполкомом обеспечена полная комплектация всех многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию в 2024 году.
Драйвером роста ВРП в 2024 году оставалась промышленность с общим объемом производства 23,9 млрд. руб. и приростом на 6,6% (при прогнозе по ИФО на год 103,3%).
В плюсе 3 секции из 4-х, за исключением энергетики, где темп роста составил 95,1%.
Горнодобывающая промышленность 104,2%;
Обрабатывающая промышленность 108%;
Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 100,9%.
А также 10 из 13 подсекций обрабатывающей промышленности,
в том числе:
валообразующая отрасль – пищевая, где темп роста составил 106,4%,
деревообработка – 104%,
химическое производство – 109,8%,
производство:
- продуктов нефтепереработки – 115,4%,
- электрооборудования – 114,7%,
- транспортных средств и оборудования – 256,1%,
фармацевтическое производство – 120,3%,
стройиндустрия и производство пластмассовых изделий – 110,8%,
металлургическое производство – 101,2%,
прочая промышленность – 101,1%.
Отставание от уровня прошлого года отмечается в легкой промышленности (темп роста 97,8%), производстве вычислительной, электронной и оптической аппаратуры (72,3%), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (99,2%).
В 2024 году произведено импортозамещающей продукции на сумму 1,05 млрд. долл., или 100,6 % от запланированного объема.
Производство осуществлялось по 175 позициям.
Уровень запасов готовой продукции составил 76,5%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократился на 13,2 п.п., и соответствует традиционно сложившемуся в области уровню (не превышающему 80% среднемесячного объема производства).
В стоимостном выражении 1234,2 млн. руб.
Финансовые результаты работы организаций области.
Получено 46,1 млрд. руб. выручки от реализации продукции с темпом роста выше среднереспубликанского.
Темп роста выручки 114,4%, 4 место в республике, по республике 113,5%.
По чистой прибыли с июня вышли на показатели прироста.
В результате «плюс» 21,8% к уровню прошлого года и объем чистой прибыли 2,32 млрд. рублей.
2 место в республике, по республике темп роста 108,8%
Добавили и по рентабельности продаж, как в целом по области, таки по организациям местной подчиненности.
Рентабельность 6,9% (3 место в республике, по республике – 6,4%), к 01.01.2024 выросла на 0,5 п.п., по подчиненным организациям – 8,6% (2 место в республике, по республике – 7,3%), прирост к 01.01.2024 – на 1,3 п.п.
Количество убыточных организаций составило 77 единиц, их удельный вес 8,6% (по республике убыточны 10% организаций).
Сложнее складывалось выполнение показателя по инвестициям в основной капитал.
В 2024 году в экономику области привлекли почти 6 миллиардов рублей (5 753,4) инвестиций, добавив к высокому уровню 2023 года (темп роста за 2023 год 124,7%) более 200 млн. руб.
По объему область на 3 месте, по темпу – на 6.
Несмотря на планомерный рост с начала года (с 83,9% за январь до 95,9% за январь-декабрь), недостающий объем к заданию 2024 года составил порядка 440 млн. рублей, или 7,4 п.п. (задание 103,3%).
Основной недобор отмечается по затратам на машины и оборудование - 251,6 млн. руб., (направлено 2 145,7 млн. рублей, темп роста – 84,7%),
На проект по строительству и обслуживанию цифрового технопарка в Березовском районе в 2023 году пришлось 17% областного объема затрат на машины и оборудование, или 405,3 млн. руб. из 2 397,3 млн. руб.
Без учета базы по данному проекту область обеспечила бы в 2024 году темп роста инвестиций 103,7%.
При этом следует отметить, что по итогам четырех лет пятилетки область с темпом роста 112,8% занимает второе место в республике (после Могилевской области с темпом 124,2%).
И в сравнении с предыдущей целой пятилеткой за четыре года текущей пятилетки приросли в 1,4 раза (за 4 года текущей пятилетки – 19,1 млрд. рублей, прошлая пятилетка – 13,6 млрд. рублей).
В январе 2025 г. высокие темпы обеспечены:
- по ВРП – 105,6% (3 место в РБ, ВВП 103,7%),
- в промышленности – 104,3% (по ИФО, 3 место в РБ, по республике 102,9%);
- в сельском хозяйстве – 105,2% во всех категориях хозяйств (1 место в РБ, по РБ 103,3%) и 105,5% в сельхозорганизациях (1 место в РБ, по РБ 103,4%);
- в строительстве – темп роста СМР 147%;
- в торговле – темп роста розничного товарооборота – 111,9%, общественного питания – 106,8%;
- в транспортной деятельности – темп роста ВДС 106,3%.
Объем направленных в основной капитал инвестиций вырос более чем на четверть (453,3 млн. руб., темп роста 127,4%).
С учетом итогов января т.г., в 1 квартале, по предварительной оценке, ожидается выполнение всех целевых прогнозных показателей.
Ключевыми точками роста экономики Брестской области в 2025 году, по-прежнему, будут сельское хозяйство, пищевая отрасль промышленности, машиностроение, металлообработка, добыча и переработка полезных ископаемых, а также транспорт и туризм.
В целом устойчивое развитие области в 2025 году будет основываться на эффективном экономическом управлении, использовании природных ресурсов, инновациях, обеспечении продовольственной безопасности, надлежащем государственном управлении, обеспечении непрерывных инвестиций в развитие человеческого капитала и доступе к высококачественному образованию, здравоохранению и услугам социальной защиты.
Основная цель дальнейшего развития промышленного комплекса – наращивание производственного потенциала за счет формирования конкурентоспособного инновационного промышленного производства, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и расширение экспортных возможностей.
В промышленном комплексе области в 2025 году планируется обеспечить темп роста добавленной стоимости на уровне 103,9%.
Будет продолжена реализация ранее начатых инвестиционных проектов в производстве пищевых продуктов, химической промышленности, фармацевтической, мебельной и деревообрабатывающей отраслях, машиностроении.
В соответствии с Планом мероприятий по импортозамещению Брестского облисполкома в 2025 году планируется произвести импортозамещающей продукции на сумму 1 098,3 млн. долл., темп роста к уровню 2024 года составит 105,5%. Экспорт импортозамещающей продукции составит порядка 575 млн. долл., или 52,3% к общему объему.
Главная цель развития сельского хозяйства в 2025 году – производство сельскохозяйственной продукции в объемах, обеспечивающих потребности перерабатывающих предприятий в сырье, населения – в продуктах питания, повышение эффективности производства.
Для этого в растениеводстве будет продолжена работа по сохранению и повышению плодородия почв, внедрению новых высокоурожайных культур, сортов и гибридов, совершенствованию структуры посевных площадей, в том числе за счет увеличения доли озимых культур, как более высокоурожайных в сравнении с яровыми.
Для создания необходимой сбалансированной по питательности кормовой базы будет продолжена работа по увеличению в структуре зернобобовых культур доли бобовых в чистом виде, насыщению бобовым компонентом многолетних трав и лугопастбищных угодий. Планируется также увеличить площади люцерны до 65 тыс. га (до 48% в структуре многолетних трав на пашне) как высокобелковой кормовой культуры. Травяных кормов в расчете на условную голову скота необходимо заготовить не менее 32 ц к.ед.
В животноводстве будет продолжена работа по модернизации действующих животноводческих ферм (комплексов) и строительству новых животноводческих объектов.
Особое внимание будет уделено племенной и селекционной работе, ветеринарному сопровождению отрасли.
В 2025 году в сельскохозяйственных организациях области в среднем на корову планируется надоить 8000 кг молока, получить среднесуточные привесы крупного рогатого скота на выращивании и откорме не менее 770 г.
Будет продолжена работа по реализации 21 сельхозорганизацией области бизнес-планов финансового оздоровления в рамках норм Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ № 399).
В 2025 году в сельскохозяйственных организациях области планируется произвести 1,7 млн. тонн зерна, 258,0 тыс. тонн рапса, 2,4 млн. тонн молока, вырастить 346,5 тыс. тонн скота и птицы.
Темп роста валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях области в 2025 году прогнозируется на уровне 104,0%, в том числе в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах – 104,5%.
За счет наращивания объемов производства, улучшения качества продукции, роста производительности труда, экономного использования имеющихся материально-технических ресурсов рентабельность продаж в сельском хозяйстве области прогнозируется на уровне 10,5%.
Развитие строительного комплекса
В 2025 году при формировании объемов СМР преобладающим останется удельный вес объемов жилищного строительства и инженерно-транспортной инфраструктуры к нему (порядка 56%), что является характерной особенностью формировании объемов СМР по Брестской области, по причине отсутствия крупных (более 5% от общего объема СМР по области) капвложений на строительство объектов предприятиями реального сектора экономики.
Основные задачи развития строительства в 2025 году – обеспечение полной загрузки мощностей подрядных организаций, повышение эффективности их деятельности, обеспечение увеличения оплаты труда
в строительстве в строгой взаимоувязке с ростом производительности труда, сохранение кадрового потенциала строительных организаций.
Увеличение объемов подрядных работ в 2025 году прогнозируется до 2 650 млн. рублей (рост на 320 млн. рублей).
В целях достижения установленных на 2025 год показателей
по темпам роста подрядных работ продолжится реализация следующих мероприятий:
- Выполнение задания на 2025 год по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов, в объеме, установленном Правительством;
- Освоение средств по объектам инвестиционной программы Брестской области на 2025 год в полном объеме;
- Активизация участия в торгах, в том числе по объектам, находящимся за пределами области и республики.
Развитие сферы услуг
Развитие сферы услуг в 2025 году будет направлено на повышение уровня удовлетворения потребностей населения в широком спектре высококачественных услуг по доступных ценам.
Развитие транспортно-логистического потенциала и транспортной инфраструктуры
Основными направлениями в области автомобильного и городского электротранспорта на 2025 год определены: обеспечение доступности, качества и безопасности услуг автомобильного, городского электрического транспорта, повышение эффективности работы транспортных организаций.
Будет продолжено обновление парка автомобильного подвижного состава с учетом приоритетов закупок транспортных средств отечественных производителей, их соответствия экологическим классам 4 и 5 и использования газомоторного топлива, городского электрического транспорта.
Основными задачами в области железнодорожного транспорта определены: обеспечение роста перевозок грузов и пассажиров с формированием среды высокого уровня транспортного обслуживания, развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава железнодорожного транспорта, укрепление материально-технической базы путевого хозяйства. Продолжится работа по развитию скоростного пассажирского железнодорожного транспорта.
Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания
Развитие потребительского рынка Брестской области в 2025 году будет направлено на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса населения широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь, отечественного производства, и по справедливым ценам.
Продолжится развитие разноформатной торговой инфраструктуры с учетом обеспечения выполнения нормативов государственных социальных стандартов в разрезе регионов и следующих особенностей:
- продолжится развитие магазинов шаговой доступности по реализации свежих продуктов питания, сельскохозяйственной продукции местного производства (мяса, овощей, фруктов);
- развитие малого (семейного) бизнеса по производству и реализации продукции собственного производства (булочные; кондитерские, мясные лавки);
- продолжится практика расширения ассортимента изделий здорового питания – лечебного, диетического, профилактического, продукции органического производства, с низким содержанием поваренной соли, сахара, жиров, пищевых добавок искусственного происхождения, в том числе бездрожжевого хлеба, мюслей, молочных изделий пониженной жирности;
В сфере общественного питания будет продолжена работа по совершенствованию инфраструктуры, в том числе по оптимальному размещению сети объектов общественного питания, развитию инфраструктуры объектов общественного питания придорожного сервиса, увеличению количества специализированных объектов (кофейни, блинные, пельменные и др.), развитию сети объектов быстрого обслуживания с белорусской национальной кухней, внедрению современных технологий приготовления пищи, распространению принципов здорового питания, созданию комфортных условий потребления.
Будет продолжена работа по улучшению обслуживания сельского населения и созданию благоприятных условий для развития здоровой конкуренции с целью снижения уровня цен, повышения культуры обслуживания.
Развитие потребительской кооперации в 2025 году будет направлено на сохранение и развитие системы, усиление ее позиций на потребительском рынке, наращивание кадрового и материально-технического потенциала.
Развитие туристической индустрии
В 2025 году продолжится реализация пилотных проектов в сфере внутреннего туризма с применением новых подходов к развитию территорий, форм межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества с частным бизнесом, маркетинговых методов позиционирования регионов.
Развитие въездного туризма будет направлено на позиционирование национальных туристических брендов, освоение новых целевых рынков, повышение имиджа Брестской области как региона, безопасного для путешествий.
Будет продолжена работа по созданию, обновлению и продвижению ресурсов о туристическом потенциале Брестской области в сети Интернет и социальных сетях.
Реализация намеченных мер позволит в 2025 году увеличить на 35% численность организованных туристов и экскурсантов – граждан Беларуси, отправленных по маршрутам тура в пределах Брестской области.
Развитие социальной сферы
В 2025 году в сфере образования в рамках инвестиционной программы Брестской области предусматривается начать строительство средней школы на 1020 мест в микрорайоне «ЮЗМР-5» г. Бреста, детского сада на 280 мест в микрорайоне «Боровки-2» в г. Барановичи, строительство санитарного блока в ГВОУО «Оздоровительный лагерь «Дубок» Пружанского района», реконструкция зданий ГУО «Оздоровительный лагерь «Салют» г. Бреста (2, 3 очереди), реконструкция системы водоснабжения, водоподготовки и водоотведения ГВОУО «Оздоровительный лагерь «Спутник» Лунинецкого района, реконструкция здания общежития УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж».
Намечено выполнить капитальный ремонт 40 учреждений образования: 21 учреждение общего среднего образования (разработка проектов по 19 УОСО), 8 учреждений дошкольного образования, 3 учреждения специального образования, 2 оздоровительных лагеря, 6 учреждений среднего специального образования.
Продолжится обновление парка школьных автобусов. Запланированы в бюджете области средства на закупку в лизинг по распоряжению Президента 25 школьных автобусов МАЗ. Закупка будет осуществляться Министерством образования за счет республиканского бюджета и в рамках благотворительной акции ОАО «АСБ «Беларусбанк».
В 2025 году планируется выполнить текущий ремонт пищеблоков в 29 школах, капитальный ремонт ГУО «Начальная школа д. Ковердяки» Брестского района, включая пищеблок. На 2025 год утвержден план на закупку 602 единиц технологического, холодильного оборудования для учреждений общего среднего образования.
Продолжится работа по оснащению учреждений образования средствами обучения, лабораторным оборудованием и другим оборудованием за счет средств местных бюджетов и централизованных поставок Министерства образования.
Продолжена работа по оснащению центров компетенций колледжей. В 2025 году запланировано 1,6 млн. рублей на закупку техники и оборудования для лабораторий колледжей.
В здравоохранении основными задачами являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни за счет улучшения качества и доступности медицинской помощи для всех слоев населения, стабилизация численности населения.
На очередной год приоритетными направлениями в области охраны здоровья и демографической безопасности определены:
совершенствование качества и доступности оказания медицинской помощи, повышение информированности населения о состоянии здоровья;
повышение доступности высокотехнологичной, специализированной медицинской помощи на всех уровнях ее оказания с расширением возможностей межрайонных центров;
разработка мер по укреплению репродуктивного здоровья, совершенствование качества оказания медицинской помощи;
дальнейшее развитие межрайонных центров оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
завершение создания централизованной информационной системы здравоохранения;
обеспечение выполнения государственных социальных стандартов, и 100% охват организаций здравоохранения телемедицинским консультированием;
дальнейшее формирование культуры здорового образа жизни и здоровьесбережения, повышение информированности населения о состоянии здоровья, расширение межведомственного информационного взаимодействия;
укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения;
укрепление кадрового потенциала.
Основные задачи развития отрасли культуры:
- создание благоприятных условий для сохранения и развития материального и нематериального культурного наследия;
- обеспечение максимальной доступности культурных благ и образования в сфере культуры и искусства;
- создание эффективной модели финансового и материально-технического обеспечения развития сферы культуры;
- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;
- государственная поддержка развития профессионального искусства и кинематографии;
- сохранение и поддержка развития народного творчества.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Основной целью развития сферы малого и среднего предпринимательства на 2025 год является формирование благоприятной деловой среды, создание стабильных и комфортных условий для ведения бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2025 году на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» предусмотрено направить 3 899,0 тыс. рублей;
- стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности.
В 2025 году планируется создать 772 новые коммерческие организации.
Основными направлениями для развития малого и среднего предпринимательства будут:
вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в кооперационные цепочки при производстве товаров (комплектующих) крупными предприятиями;
оказание государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов, бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
Внешнеэкономическая деятельность
Рост экспорта товаров и услуг на 2025 год в целом по области запланирован на 5,4% в сравнении с 2024 годом.
Наращивание экспорта обеспечат следующие мероприятия:
обеспечение роста поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;
сохранение позиций на рынке Российской Федерации и рынках других стран ЕАЭС;
развитие экспортного потенциала на рынках Азии, в первую очередь в направлении Китая, как основного стратегического партнера;
диверсификация поставок за счет расширения торгово-экономического сотрудничества в рамках БРИКС, ШОС, углубления форматов сотрудничества в рамках СНГ, сохранения присутствия на рынке стран Европы по несанкционным товарам;
использование финансовых инструментов в рамках существующих механизмов государственной поддержки экспорта;
развития и укрепления межрегионального сотрудничества;
совершенствование инфраструктуры внешней торговли, создание и (или) развитие эффективных товаропроводящих сетей и сервисных структур;
увеличения объема и ассортимента реализации продукции на экспорт посредством биржевых торгов.
Занятость и социальная поддержка населения, оплата труда
В 2025 году численность занятого населения может составить 98,8% к уровню 2024 года, уровень зарегистрированной безработицы не превысит 1% к численности рабочей силы.
Реализация Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 777, в 2025 году будет направлена на решение следующих задач:
- стимулирование экономической активности населения посредством реализации интенсивных мер политики занятости и предоставления социальных гарантий;
- вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения;
- обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда.
В 2025 году темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по Брестской области к 2024 году составит 110,5% (реальной – 104,8%), номинальная заработная плата в 2025 году составит 2193 руб.
В области будет продолжена работа по выполнению поручений Главы государства, Правительства по увеличению заработной платы в организациях с низким уровнем оплаты труда, а также по устранению коммерческими организациями производственной сферы в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве отставания от среднеобластного уровня заработной платы.
В реальном секторе экономики будет продолжена либерализация оплаты труда работников коммерческих организаций, внедрение гибких систем оплаты труда, совершенствование нормативной правовой базы в области нормирования труда с целью обеспечения роста производительности труда.
Повышение заработной платы в бюджетной сфере будет производиться за счет увеличения базовой ставки, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работникам бюджетных организаций, а также направления на стимулирование труда работников средств, полученных от приносящей доход деятельности.