Мы ў САЦСЕТКАХ   8(01643) 5-82-36-прыёмная,115 адзіны кантакт-цэнтр  
brzbox@brz.bujkh.by, 3-67-47-дыспетчар Бяроза, 4-16-21-дыспетчар Белаазёрск  

КЛЮЧЕВЫЕ «ТОЧКИ РОСТА» БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2025 ГОДУ

(областная тема)

По итогам 2024 года (с учетом имеющейся статистической информации) обеспечено выполнение целевых показателей социально-экономического развития:

- темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы - сложился на уровне 120,1% при задании 111,6%.

Уровень зарплаты – 2012,7 руб. По РБ – 2271,9 руб., темп роста 119,4%.

- темп роста совокупных поступлений доходов консолидированного бюджета области - составил 120,6% при годовом задании 109,3%.

2 место в РБ после Могилевской области с темпом 123,5%.

- темп роста валового регионального продукта - 104,6%.

4 место в РБ, темп роста ВВП 104%, объем ВРП 28,6 млрд. руб., или 11,6% в ВВП республики.

Его прирост (на 4,6%) более чем наполовину (на 2,5% из 4,6% прироста) сформирован за счет положительного вклада отраслей реального сектора экономики, в том числе вклад промышленности в формирование ВРП 1,7%, сельского хозяйства 0,4%, строительства 0,4%.

Кроме того, 0,9% темпа роста добавили за счет торговли, еще 0,5% - благодаря восстановлению динамики по транспортной деятельности.

- норматив снижения уровня затрат на производство и реализацию продукции - за 9 месяцев составил «минус» 1,5% при задании «минус» 1,4%.

- задание по вводу в эксплуатацию жилья в целом по области выполнено на 101,3% (введено 662,2 тыс. кв. м при задании 653,6 тыс. кв. м), с господдержкой – введено 70% запланированных объемов (195,6 тыс. кв. м при задании 280 тыс. кв. м, 1 место в республике, по республике 59,4%).

С учетом бюджетного жилья (арендного, социального и т.д.), а также жилья, построенного по государственному заказу, ввод жилья с государственной поддержкой составил 267,489 тыс. кв. м, или 95,5% от годового задания.

Невыполнение задания обусловлено уменьшением интереса граждан к строительству жилья с господдержкой в связи с ежегодным снижением объема господдержки в стоимости жилья.

Брестским облисполкомом обеспечена полная комплектация всех многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию в 2024 году.

Драйвером роста ВРП в 2024 году оставалась промышленность с общим объемом производства 23,9 млрд. руб. и приростом на 6,6% (при прогнозе по ИФО на год 103,3%).

В плюсе 3 секции из 4-х, за исключением энергетики, где темп роста составил 95,1%.

Горнодобывающая промышленность 104,2%;

Обрабатывающая промышленность 108%;

Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений      - 100,9%.

А также 10 из 13 подсекций обрабатывающей промышленности,

в том числе:

валообразующая отрасль – пищевая, где темп роста составил 106,4%,

деревообработка  – 104%,

химическое производство – 109,8%,

производство:

- продуктов нефтепереработки – 115,4%,

- электрооборудования – 114,7%,

- транспортных средств и оборудования – 256,1%,

фармацевтическое производство – 120,3%,

стройиндустрия и производство пластмассовых изделий – 110,8%,

металлургическое производство – 101,2%,

прочая промышленность – 101,1%.

Отставание от уровня прошлого года отмечается в легкой промышленности (темп роста 97,8%), производстве вычислительной, электронной и оптической аппаратуры (72,3%), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (99,2%).

В 2024 году произведено импортозамещающей продукции на сумму 1,05 млрд. долл., или 100,6 % от запланированного объема.

Производство осуществлялось по 175 позициям.

Уровень запасов готовой продукции составил 76,5%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократился на 13,2 п.п., и соответствует традиционно сложившемуся в области уровню (не превышающему 80% среднемесячного объема производства).

В стоимостном выражении 1234,2 млн. руб.

Финансовые результаты работы организаций области.

Получено 46,1 млрд. руб. выручки от реализации продукции с темпом роста выше среднереспубликанского.

Темп роста выручки 114,4%, 4 место в республике, по республике 113,5%.

По чистой прибыли с июня вышли на показатели прироста.

В результате «плюс» 21,8% к уровню прошлого года и объем чистой прибыли 2,32 млрд. рублей.

2 место в республике, по республике темп роста 108,8%

Добавили и по рентабельности продаж, как в целом по области, таки по организациям местной подчиненности.

Рентабельность 6,9% (3 место в республике, по республике – 6,4%), к 01.01.2024 выросла на 0,5 п.п., по подчиненным организациям – 8,6% (2 место в республике, по республике – 7,3%), прирост к 01.01.2024 – на 1,3 п.п.

Количество убыточных организаций составило 77 единиц, их удельный вес 8,6% (по республике убыточны 10% организаций).

Сложнее складывалось выполнение показателя по инвестициям в основной капитал.

В 2024 году в экономику области привлекли почти 6 миллиардов рублей (5 753,4) инвестиций, добавив к высокому уровню 2023 года (темп роста за 2023 год 124,7%) более 200 млн. руб.

По объему область на 3 месте, по темпу – на 6.

Несмотря на планомерный рост с начала года (с 83,9% за январь до 95,9% за январь-декабрь), недостающий объем к заданию 2024 года составил порядка 440 млн. рублей, или 7,4 п.п. (задание 103,3%).

Основной недобор отмечается по затратам на машины и оборудование - 251,6 млн. руб., (направлено 2 145,7 млн. рублей, темп роста – 84,7%),

На проект по строительству и обслуживанию цифрового технопарка в Березовском районе в 2023 году пришлось 17% областного объема затрат на машины и оборудование, или 405,3 млн. руб. из 2 397,3 млн. руб.

Без учета базы по данному проекту область обеспечила бы в 2024 году темп роста инвестиций 103,7%.

При этом следует отметить, что по итогам четырех лет пятилетки область с темпом роста 112,8% занимает второе место в республике (после Могилевской области с темпом 124,2%).

И в сравнении с предыдущей целой пятилеткой за четыре года текущей пятилетки приросли в 1,4 раза (за 4 года текущей пятилетки – 19,1 млрд. рублей, прошлая пятилетка – 13,6 млрд. рублей). 

В январе 2025 г. высокие темпы обеспечены:

- по ВРП – 105,6% (3 место в РБ, ВВП 103,7%),

- в промышленности – 104,3% (по ИФО, 3 место в РБ, по республике 102,9%);

- в сельском хозяйстве – 105,2% во всех категориях хозяйств (1 место в РБ, по РБ 103,3%) и 105,5% в сельхозорганизациях (1 место в РБ, по РБ 103,4%);

- в строительстве – темп роста СМР 147%;

- в торговле – темп роста розничного товарооборота – 111,9%, общественного питания – 106,8%;

- в транспортной деятельности – темп роста ВДС 106,3%.

Объем направленных в основной капитал инвестиций вырос более чем на четверть (453,3 млн. руб., темп роста 127,4%).

С учетом итогов января т.г., в 1 квартале, по предварительной оценке, ожидается выполнение всех целевых прогнозных показателей.

Ключевыми точками роста экономики Брестской области в 2025 году, по-прежнему, будут сельское хозяйство, пищевая отрасль промышленности, машиностроение, металлообработка, добыча и переработка полезных ископаемых, а также транспорт и туризм.

В целом устойчивое развитие области в 2025 году будет основываться на эффективном экономическом управлении, использовании природных ресурсов, инновациях, обеспечении продовольственной безопасности, надлежащем государственном управлении, обеспечении непрерывных инвестиций в развитие человеческого капитала и доступе к высококачественному образованию, здравоохранению и услугам социальной защиты. 

Основная цель дальнейшего развития промышленного комплекса – наращивание производственного потенциала за счет формирования конкурентоспособного инновационного промышленного производства, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и расширение экспортных возможностей.

В промышленном комплексе области в 2025 году планируется обеспечить темп роста добавленной стоимости на уровне 103,9%.

Будет продолжена реализация ранее начатых инвестиционных проектов в производстве пищевых продуктов, химической промышленности, фармацевтической, мебельной и деревообрабатывающей отраслях, машиностроении.

В соответствии с Планом мероприятий по импортозамещению Брестского облисполкома в 2025 году планируется произвести импортозамещающей продукции на сумму 1 098,3 млн. долл., темп роста к уровню 2024 года составит 105,5%. Экспорт импортозамещающей продукции составит порядка 575 млн. долл., или 52,3% к общему объему.

Главная цель развития сельского хозяйства в 2025 году – производство сельскохозяйственной продукции в объемах, обеспечивающих потребности перерабатывающих предприятий в сырье, населения – в продуктах питания, повышение эффективности производства.

Для этого в растениеводстве будет продолжена работа по сохранению и повышению плодородия почв, внедрению новых высокоурожайных культур, сортов и гибридов, совершенствованию структуры посевных площадей, в том числе за счет увеличения доли озимых культур, как более высокоурожайных в сравнении с яровыми.

Для создания необходимой сбалансированной по питательности кормовой базы будет продолжена работа по увеличению в структуре зернобобовых культур доли бобовых в чистом виде, насыщению бобовым компонентом многолетних трав и лугопастбищных угодий. Планируется также увеличить площади люцерны до 65 тыс. га (до 48% в структуре многолетних трав на пашне) как высокобелковой кормовой культуры. Травяных кормов в расчете на условную голову скота необходимо заготовить не менее 32 ц к.ед.

В животноводстве будет продолжена работа по модернизации действующих животноводческих ферм (комплексов) и строительству новых животноводческих объектов.

Особое внимание будет уделено племенной и селекционной работе, ветеринарному сопровождению отрасли.

В 2025 году в сельскохозяйственных организациях области в среднем на корову планируется надоить 8000 кг молока, получить среднесуточные привесы крупного рогатого скота на выращивании и откорме не менее 770 г.

Будет продолжена работа по реализации 21 сельхозорганизацией области бизнес-планов финансового оздоровления в рамках норм Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ № 399).

В 2025 году в сельскохозяйственных организациях области планируется произвести 1,7 млн. тонн зерна, 258,0 тыс. тонн рапса, 2,4 млн. тонн молока, вырастить 346,5 тыс. тонн скота и птицы.

Темп роста валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях области в 2025 году прогнозируется на уровне 104,0%, в том числе в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах – 104,5%.

За счет наращивания объемов производства, улучшения качества продукции, роста производительности труда, экономного использования имеющихся материально-технических ресурсов рентабельность продаж в сельском хозяйстве области прогнозируется на уровне 10,5%.

Развитие строительного комплекса

В 2025 году при формировании объемов СМР преобладающим останется удельный вес объемов жилищного строительства и инженерно-транспортной инфраструктуры к нему (порядка 56%), что является характерной особенностью формировании объемов СМР по Брестской области, по причине отсутствия крупных (более 5% от общего объема СМР по области) капвложений на строительство объектов предприятиями реального сектора экономики.

Основные задачи развития строительства в 2025 году – обеспечение полной загрузки мощностей подрядных организаций, повышение эффективности их деятельности, обеспечение увеличения оплаты труда
в строительстве в строгой взаимоувязке с ростом производительности труда, сохранение кадрового потенциала строительных организаций.

Увеличение объемов подрядных работ в 2025 году прогнозируется до 2 650 млн. рублей (рост на 320 млн. рублей).

В целях достижения установленных на 2025 год показателей
по темпам роста подрядных работ продолжится реализация следующих мероприятий:

  1. Выполнение задания на 2025 год по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов, в объеме, установленном Правительством;
  2. Освоение средств по объектам инвестиционной программы Брестской области на 2025 год в полном объеме;
  3. Активизация участия в торгах, в том числе по объектам, находящимся за пределами области и республики.

Развитие сферы услуг

Развитие сферы услуг в 2025 году будет направлено на повышение уровня удовлетворения потребностей населения в широком спектре высококачественных услуг по доступных ценам.

Развитие транспортно-логистического потенциала и транспортной инфраструктуры

Основными направлениями в области автомобильного и городского электротранспорта на 2025 год определены: обеспечение доступности, качества и безопасности услуг автомобильного, городского электрического транспорта, повышение эффективности работы транспортных организаций.

Будет продолжено обновление парка автомобильного подвижного состава с учетом приоритетов закупок транспортных средств отечественных производителей, их соответствия экологическим классам 4 и 5 и использования газомоторного топлива, городского электрического транспорта.

Основными задачами в области железнодорожного транспорта               определены: обеспечение роста перевозок грузов и пассажиров с формированием среды высокого уровня транспортного обслуживания, развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава железнодорожного транспорта, укрепление материально-технической базы путевого хозяйства. Продолжится работа по развитию скоростного пассажирского железнодорожного транспорта.

Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Развитие потребительского рынка Брестской области в 2025 году будет направлено на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса населения широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь, отечественного производства, и по справедливым ценам.

Продолжится развитие разноформатной торговой инфраструктуры с учетом обеспечения выполнения нормативов государственных социальных стандартов в разрезе регионов и следующих особенностей:

- продолжится развитие магазинов шаговой доступности по реализации свежих продуктов питания, сельскохозяйственной продукции местного производства (мяса, овощей, фруктов);

- развитие малого (семейного) бизнеса по производству и реализации продукции собственного производства (булочные; кондитерские, мясные лавки);

- продолжится практика расширения ассортимента изделий здорового питания – лечебного, диетического, профилактического, продукции органического производства, с низким содержанием поваренной соли, сахара, жиров, пищевых добавок искусственного происхождения, в том числе бездрожжевого хлеба, мюслей, молочных изделий пониженной жирности;

В сфере общественного питания будет продолжена работа по совершенствованию инфраструктуры, в том числе по оптимальному размещению сети объектов общественного питания, развитию инфраструктуры объектов общественного питания придорожного сервиса, увеличению количества специализированных объектов (кофейни, блинные, пельменные и др.), развитию сети объектов быстрого обслуживания с белорусской национальной кухней, внедрению современных технологий приготовления пищи, распространению принципов здорового питания, созданию комфортных условий потребления.

Будет продолжена работа по улучшению обслуживания сельского населения и созданию благоприятных условий для развития здоровой конкуренции с целью снижения уровня цен, повышения культуры обслуживания.

Развитие потребительской кооперации в 2025 году будет направлено на сохранение и развитие системы, усиление ее позиций на потребительском рынке, наращивание кадрового и материально-технического потенциала.

Развитие туристической индустрии

В 2025 году продолжится реализация пилотных проектов в сфере внутреннего туризма с применением новых подходов к развитию территорий, форм межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества с частным бизнесом, маркетинговых методов позиционирования регионов.

Развитие въездного туризма будет направлено на позиционирование национальных туристических брендов, освоение новых целевых рынков, повышение имиджа Брестской области как региона, безопасного для путешествий.

Будет продолжена работа по созданию, обновлению и продвижению ресурсов о туристическом потенциале Брестской области в сети Интернет и социальных сетях.

Реализация намеченных мер позволит в 2025 году увеличить на 35% численность организованных туристов и экскурсантов – граждан Беларуси, отправленных по маршрутам тура в пределах Брестской области.

Развитие социальной сферы

В 2025 году в сфере образования в рамках инвестиционной программы Брестской области предусматривается  начать строительство средней школы на 1020 мест в микрорайоне «ЮЗМР-5» г. Бреста, детского сада на 280 мест в микрорайоне «Боровки-2» в г. Барановичи, строительство санитарного блока в ГВОУО «Оздоровительный лагерь «Дубок» Пружанского района», реконструкция зданий ГУО «Оздоровительный лагерь «Салют» г. Бреста (2, 3 очереди), реконструкция системы водоснабжения, водоподготовки и водоотведения ГВОУО «Оздоровительный лагерь «Спутник» Лунинецкого района, реконструкция здания общежития УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж».

Намечено выполнить капитальный ремонт 40 учреждений образования: 21 учреждение общего среднего образования (разработка проектов по 19 УОСО), 8 учреждений дошкольного образования, 3 учреждения специального образования, 2 оздоровительных лагеря, 6 учреждений среднего специального образования.

Продолжится обновление парка школьных автобусов. Запланированы в бюджете области средства на закупку в лизинг по распоряжению Президента 25 школьных автобусов МАЗ. Закупка будет осуществляться Министерством образования за счет республиканского бюджета и в рамках благотворительной акции ОАО «АСБ «Беларусбанк».

 В 2025 году планируется выполнить текущий ремонт пищеблоков в 29 школах, капитальный ремонт ГУО «Начальная школа д. Ковердяки» Брестского района, включая пищеблок. На 2025 год утвержден план на закупку 602 единиц технологического, холодильного оборудования для учреждений общего среднего образования.

Продолжится работа по оснащению учреждений образования средствами обучения, лабораторным оборудованием и другим оборудованием за счет средств местных бюджетов и централизованных поставок Министерства образования.

Продолжена работа по оснащению центров компетенций колледжей. В 2025 году запланировано 1,6 млн. рублей на закупку техники и оборудования для лабораторий колледжей.

В здравоохранении основными задачами являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни за счет улучшения качества и доступности медицинской помощи для всех слоев населения, стабилизация численности населения. 

На очередной год приоритетными направлениями в области охраны здоровья и демографической безопасности определены:

совершенствование качества и доступности оказания медицинской помощи, повышение информированности населения о состоянии здоровья;

повышение доступности высокотехнологичной, специализированной медицинской помощи на всех уровнях ее оказания с расширением возможностей межрайонных центров;

разработка мер по укреплению репродуктивного здоровья, совершенствование качества оказания медицинской помощи;

дальнейшее развитие межрайонных центров оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;

завершение создания централизованной информационной системы здравоохранения;

обеспечение выполнения государственных социальных стандартов, и 100% охват организаций здравоохранения телемедицинским консультированием;

дальнейшее формирование культуры здорового образа жизни и здоровьесбережения, повышение информированности населения о состоянии здоровья, расширение межведомственного информационного взаимодействия;

укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения;

укрепление кадрового потенциала.

Основные задачи развития отрасли культуры:

- создание благоприятных условий для сохранения и развития материального и нематериального культурного наследия;

- обеспечение максимальной доступности культурных благ и образования в сфере культуры и искусства;

- создание эффективной модели финансового и материально-технического обеспечения развития сферы культуры;

- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;

- государственная поддержка развития профессионального искусства и кинематографии;

- сохранение и поддержка развития народного творчества.

Развитие малого и среднего предпринимательства

Основной целью развития сферы малого и среднего предпринимательства на 2025 год является формирование благоприятной деловой среды, создание стабильных и комфортных условий для ведения бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2025 году на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» предусмотрено направить 3 899,0 тыс. рублей;

- стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности.

В 2025 году планируется создать 772 новые коммерческие организации.

Основными направлениями для развития малого и среднего предпринимательства будут:

вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в кооперационные цепочки при производстве товаров (комплектующих) крупными предприятиями;

оказание государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов, бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Внешнеэкономическая деятельность

Рост экспорта товаров и услуг на 2025 год в целом по области запланирован на 5,4% в сравнении с 2024 годом.

Наращивание экспорта обеспечат следующие мероприятия:

обеспечение роста поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;

сохранение позиций на рынке Российской Федерации и рынках других стран ЕАЭС;

развитие экспортного потенциала на рынках Азии, в первую очередь в направлении Китая, как основного стратегического партнера;

диверсификация поставок за счет расширения торгово-экономического сотрудничества в рамках БРИКС, ШОС, углубления форматов сотрудничества в рамках СНГ, сохранения присутствия на рынке стран Европы по несанкционным товарам;

использование финансовых инструментов в рамках существующих механизмов государственной поддержки экспорта;

развития и укрепления межрегионального сотрудничества;

совершенствование инфраструктуры внешней торговли, создание и (или) развитие эффективных товаропроводящих сетей и сервисных структур;

увеличения объема и ассортимента реализации продукции на экспорт посредством биржевых торгов.

Занятость и социальная поддержка населения, оплата труда

В 2025 году численность занятого населения может составить 98,8% к уровню 2024 года, уровень зарегистрированной безработицы не превысит 1% к численности рабочей силы.

Реализация Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 777, в 2025 году будет направлена на решение следующих задач:

- стимулирование экономической активности населения посредством реализации интенсивных мер политики занятости и предоставления социальных гарантий;

- вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения;

- обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда.

В 2025 году темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по Брестской области к 2024 году составит 110,5% (реальной – 104,8%), номинальная заработная плата в 2025 году составит 2193 руб.

В области будет продолжена работа по выполнению поручений Главы государства, Правительства по увеличению заработной платы в организациях с низким уровнем оплаты труда, а также по устранению коммерческими организациями производственной сферы в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве отставания от среднеобластного уровня заработной платы.

В реальном секторе экономики будет продолжена либерализация оплаты труда работников коммерческих организаций, внедрение гибких систем оплаты труда, совершенствование нормативной правовой базы в области нормирования труда с целью обеспечения роста производительности труда.

Повышение заработной платы в бюджетной сфере будет производиться за счет увеличения базовой ставки, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работникам бюджетных организаций, а также направления на стимулирование труда работников средств, полученных от приносящей доход деятельности.

 

 

Официальная правовая информация. 

Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 12.03.2025  Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

 

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(март 2025 г.)

 КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ ЕДИНСТВА И ПРОЦВЕТАНИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

(для работников предприятий реального сектора экономики)

Принятие в 1994 году Конституции независимой Республики Беларусь, определившей стратегические цели развития белорусского общества и государства, установившей основы государственного строя, гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, является, безусловно, исторически значимым событием для народа Беларуси.

Конституция не только на формальном юридическом уровне закрепила суверенитет страны. Как следует из ее преамбулы, народ Беларуси заявил о себе как о полноправном субъекте мирового сообщества, подтвердил преемственность с многовековой историей развития белорусской государственности.

«С принятием Конституции начался отсчет нового этапа истории современной Беларуси – суверенной и политически независимой. Именно тогда были заложены фундаментальные правовые основы развития нашего государства и общества.

Вдумайтесь: чуть больше 30 лет назад. В истории мира, человечества – это всего лишь миг. А для нас – тех, кто все эти годы строил нашу страну, – целая жизнь. Сложная, противоречивая, порой на грани возможностей, но, безусловно, интересная и, главное, – без остатка отданная любимой стране жизнь. И на этом пути Конституция Республики Беларусь стала нашим ориентиром, поистине народным государствообразующим документом, что особенно проявилось в ходе наших референдумов» (А.Г.Лукашенко, из выступления на встрече, приуроченной к 30-летию Конституции Беларуси 15 марта 2024 г.).

История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года

В начале 1990-х годов в условиях демократизации государственных и общественных институтов, поляризации различных социальных групп и общественного мнения назрела необходимость закрепления политического и экономического плюрализма на конституционном уровне. В общественном сознании утвердилась идея обретения союзными республиками государственного суверенитета, создания условий для достойного и свободного развития личности, что требовало реформирования Конституции.

Общественно-политическая ситуация в указанный период усугублялась масштабным экономическим кризисом, вызванным неэффективностью советской модели экономики, что повлекло снижение управляемости государства и общества. В данных условиях в средствах массовой информации активно обсуждались пути реформирования государственного устройства страны. Мнения относительно формы правления в будущем государстве сводились к двум концептуальным идеям: построения в суверенной Беларуси президентской или парламентской республики.

Сторонники парламентарной формы правления апеллировали к историческому наследию. В истории Беларуси периода Средневековья и Нового времени и Великое Княжество Литовское, и Речь Посполитая были парламентскими государствами, где значительную роль играли сословно-представительные органы.

Приверженцы президентской формы правления утверждали, что на переломных этапах общественного развития необходима сильная исполнительная власть во главе с президентом республики, который сможет консолидировать общество и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах.

Вступившая в силу 30 марта 1994 г. Конституция Республики Беларусь фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на иной социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Она установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.

Впервые в Беларуси был введен институт президентства. Тогда, на переломном этапе развития страны белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.

10 июля 1994 г. после сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3 % граждан, принявших участие в голосовании.

Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.

Справочно:

Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).

Правительство несло ответственность перед Президентом и перед парламентом.

Также учреждался институт конституционного контроля – Конституционный Суд Республики Беларусь.

Конституция 1994 года, президентские выборы создали объективные исторические предпосылки, заложили политические и правовые основы строительства суверенной и независимой Беларуси. Это свидетельствовало о том, что национальная элита вместе с белорусским народом обладает способностью и имеет возможность укреплять и развивать белорусскую государственность.

Однако отсутствие у национальной элиты политического и социального опыта и согласия, ее раскол, нежелание выстраивать отношения в соответствии с новыми принципами и нормами, закрепленными в Конституции, создали предпосылки для политического противостояния между законодательной и исполнительной властью. В этих условиях единственным арбитром в разрешении политического конфликта, ослаблявшего государственность, был белорусский народ.

Референдумы в Беларуси: вехи конституционного развития (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., 27 февраля 2022 г.).

Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 г. Учитывая сложившуюся социально-экономическую и политическую ситуацию, Президент Республики Беларусь вынес на республиканский референдум важнейшие вопросы о государственном флаге, государственном гербе, государственных языках, экономической интеграции с Российской Федерацией.

В ходе всенародного голосования 14 мая 1995 г. инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества. Решения референдума стали отражением политических и социально-экономических перемен в обществе и государстве, а также определили вектор развития белорусской государственности, совершенствования демократических институтов на перспективу.

Справочно:

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64,8 % имевших на это право граждан. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3 % избирателей, за установление новых Государственного флага и Государственного герба – 75,1 %. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3 % граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию – 77,7 %.

Последующие попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.

Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы белорусской Конституции 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

Для выхода из этой ситуации в августе 1996 г. А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал, но при этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос об упразднении поста Президента и превращении республики в парламентскую.

Таким образом, на второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45 % от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9 % от общего числа избирателей.

Справочно.

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14 % граждан, внесенных в списки для голосования. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18 % граждан, за принятие предложенной А.Г.Лукашенко новой редакции Конституции – 70,45 %, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88 %, против отмены смертной казни – 80,44 %.

Новая Конституция вобрала в себя ключевые положения Всеобщей декларации прав человека, международные пакты ООН о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Внесенные изменения позволили обеспечить эффективную деятельность всех ветвей власти в интересах белорусского народа.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. За новую редакцию указанной нормы Конституции высказались 79,42 % граждан от общего числа внесенных в списки для голосования. При этом характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.

Но время не стоит на месте, происходят общемировые процессы, развитие общественных отношений внутри каждого государства. Наше – не исключение. Развитие государства в уже изменившихся условиях потребовало конституционных преобразований. Они были сделаны в 2022 году, но разговор о необходимости корректировки Основного закона начался гораздо раньше – еще в 2018-м. Уже тогда на встрече с судьями Конституционного Суда Президент озвучивал необходимость провести референдум. При этом он отметил, что Конституция должна идти на шаг-два впереди изменений общества.

Стремительное развитие всех сфер белорусского общества, укрепление осознания белорусами ценности национального суверенитета и существующая динамика геополитической ситуации стали важными обстоятельствами, побудившими к дальнейшему совершенствованию норм Основного Закона в 2022 году.

В основу работы Конституционной комиссии, созданной указом Главы государства 15 марта 2021 г., были положены предложения граждан по изменению Конституции, высказанные на диалоговых площадках в ходе подготовки шестого Всебелорусского народного собрания.

Важной составляющей подготовки проекта изменений в Конституцию стал сбор и анализ предложений общественности. Только в Конституционную комиссию поступило несколько тысяч конкретных предложений граждан, общественных объединений, экспертного сообщества. По всей Беларуси прошли диалоги и научные дискуссии, по итогам которых внесено более 15 тысяч предложений.

На заключительном этапе работы, по уже подготовленному проекту изменений Конституции также поступило около 9 тысяч предложений граждан и организаций.

При подготовке материалов к заседаниям Конституционной комиссии проанализированы конституции 193 государств мира, принят во внимание зарубежный опыт проведения конституционных реформ.

Справочно:

В Азербайджане за последние 30 лет проведено три конституционных референдума: в 2002, 2009 и 2016 годах. В Казахстане изменения в Конституцию вносились в 1998, 2007, 2017 и 2022 годах, в Кыргызстане за период 1994–2021 годов Основной закон менялся десять раз, в Узбекистане поправки вносились в 2009, а также в 2016 и 2017 годах, а 30 апреля 2023 г. прошел референдум по принятию новой редакции Конституции Узбекистана путем всенародного голосования.

Серьезные поправки в Конституцию Российской Федерации внесены в июле 2020 г. В соответствии с ними претерпели изменения не только полномочия органов власти, но и ряд основополагающих постулатов, затрагивающих идеологические концепты российского государства.

В каждом конкретном государстве свои основания и цели реформ, но общая тенденция – сохранение сильной государственной власти и обеспечение высокой динамики экономического развития.

Таким образом, внесение изменений в Конституцию Республики Беларусь на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. обусловлено объективной трансформацией общественно-политических и экономических процессов.

Основные конституционные преобразования, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

В настоящее время Конституция Республики Беларусь содержит 9 разделов, 9 глав и 156 статей.

Сущность изменений Конституции заключается в следующем:

сохранена президентская форма правления с перераспределением полномочий Президента, Парламента и Правительства исходя из их конституционных функций;

установлен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие;

усовершенствованы конституционные основы избирательной системы, определен конституционный статус Центральной избирательной комиссии;

предусмотрен новый порядок формирования Верховного и Конституционного судов: председатели, заместители председателей и судьи Верховного и Конституционного судов избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием;

установлен на конституционном уровне статус Верховного Суда Республики Беларусь как органа, возглавляющего систему судов общей юрисдикции;

расширены гарантии судебной защиты прав граждан – установлено полномочие Конституционного Суда по рассмотрению конституционных жалоб граждан на нарушение их прав и свобод.

О некоторых изменениях более подробно.

Произошла трансформация трактовки понятия «социальное государство».

Конституционные положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав лиц с ограниченными возможностями, молодежи, государственной поддержки семьи, а также в сфере здравоохранения.

Такой подход базируется на традиционном для Беларуси уважительном отношении к человеку труда, создающему общественные блага.

В целях установления взаимной ответственности и взаимодействия личности и государства статья 21 Конституции дополнена новой частью следующего содержания: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства».

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая на акции «Марафон единства» 24 февраля 2025 г., сказал: «Свою жизнь мы также определили давно. Наша жизнь – это равные возможности для всех! Равные возможности! Это общество справедливости. Мы будем опираться на порядок и безопасность нашего общества. … Но это, подчеркиваю, будет общество возможностей! …Все будут иметь и имеют уже равные возможности. Только вы не забывайте о своих обязанностях».

Закрепление понятия «брак» как союза мужчины и женщины.

Продолжение такого уклада сейчас – вопрос сохранения страны.

Это ответы на современные угрозы и забота о будущем страны. Дело в том, что в наших традициях и исконных ценностях заложено классическое понимание семьи, где есть папа и мама, дети. Продолжение такого уклада сейчас – вопрос сохранения страны. Если в государстве есть супруг № 1 и супруг № 2, у которых не может быть детей в силу объективных причин, то какое будущее его ждет? Когда нашей молодежи насаждают эти псевдоценности, близкие Западу, о последствиях их не говорят. А молодые люди в силу возраста в большинстве своем не склонны думать о будущем, они живут моментом. Поэтому сейчас позаботиться о сохранении народа, скорее, задача более старшего поколения. Кроме того, в Конституции прописаны обязанности родителей воспитывать детей, готовить их к общественному труду, прививать культуру и уважение к законам, истории и национальным традициям. Поэтому закрепление понятия «брак» как союза мужчины и женщины было логично.

«Культ полноценной семьи с двумя и более детьми должен быть стилем жизни белорусов. Только так мы можем быть уверены, что следующие за нами поколения будут прирастать, а значит, крепко держать суверенитет в своих руках и гарантированно жить в мире» (А.Г.Лукашенко, Послание белорусскому народу и Национальному собранию – 2023).

Также конституционно закреплено сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм как долг каждого гражданина Республики Беларусь.

В этой связи в Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной решением Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 5, вопросам сохранения и защиты исторической памяти также уделяется особое внимание.

Например, в соответствии с пунктом 8 Концепции защита исторической памяти признается одним из стратегических национальных интересов, а согласно пункту 29 Концепции искажение исторической правды и памяти о героическом прошлом белорусского народа относится к числу основных угроз национальной безопасности Республики Беларусь.

*****

В условиях нестабильности в мире, крупномасштабных военно-политических конфликтов, введения санкций и нарушения международно признанных прав человека, мы идем к целям, которые определены в обновленной Конституции. Уже решаем задачи по упрочнению суверенитета, построению государства для народа, гарантированию прав и свобод человека, обеспечению защищенности сбалансированных интересов личности, общества и страны в целом.

Президентские выборы стали завершающим этапом большой деятельности по укреплению политического строя в Беларуси.

Белорусы убедительно продемонстрировали свою сплоченность, рост политической культуры, непререкаемость государственного суверенитета. Сейчас предстоит вместе проводить дальнейшую работу по укреплению тех положительных тенденций, которые набрали силу в обществе.

 

Официальная правовая информация. 

Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 12.03.2025  Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

 

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(март 2025 г.)

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ ЕДИНСТВА И ПРОЦВЕТАНИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

(для представителей интеллигенции)

 

Эффективность Конституции, действующей с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, доказывает современная благополучная жизнь в суверенной стране.

Появлению Основного Закона 1994 года предшествовали белорусские конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 гг., которые заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права и обязанности граждан. В целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве.

Справочно:

Принятие первой для территории белорусских земель Конституции 3 февраля 1919 г. имело огромное историческое значение для будущей Республики Беларусь. Вместе с тем из всех советских конституций она была наиболее политизированной и лишала отдельных лиц и их группы ряда прав и свобод.

Вторая Конституция БССР, принятая 11 апреля 1927 г., сохранила в себе основные черты прошлой, однако была значительно расширена (состояла из 13 глав и 76 статей). Были внесены изменения в деятельность органов власти, изменена их структура, закреплялось равноправие четырех языков и др.

Согласно третьей Конституции БССР от 19 февраля 1937 г. законодательная власть в республике перешла от Съезда КП(б)Б к Верховному Совету БССР, произошла либерализация избирательного права, допускалась частная собственность. Именно эта Конституция была признана самой демократичной.

Четвертая Конституция БССР, принятая 13 апреля 1978 г., существенно отличалась от предыдущих своей структурой – появились преамбула и разделы. Оговаривались новые формы народной демократии – референдумы и всенародные обсуждения.

На фоне распада Советского Союза в Беларуси возникла необходимость изменения конституционных основ государственного строя.

К тому моменту, когда СССР официально прекратил существование, в Беларуси уже почти полтора года действовала (с 27 июля 1990 г.) Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» (далее – Декларация), ставшая позже прототипом Конституции Республики Беларусь. Документ приняло коммунистическое большинство Верховного Совета БССР во время политической и социально-экономической нестабильности. Декларация провозглашала самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территорий, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. Однако Декларация была хороша только как временная мера.

С развалом СССР стало очевидно, что белорусам необходим Основной Закон, который определит государственный строй в новой стране. В республике действовали два акта одноуровневого характера, но во многом противоречащие друг другу и фактическому состоянию страны: Конституция БССР 1978 года и Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики».

Над проектом Конституции 1994 года велась масштабная работа, которая затянулась из-за внутрипарламентской борьбы, внешних обстоятельств, смен председателей Конституционной комиссии на несколько лет (1990–1994 гг.). Главный вопрос заключался в том, какой быть республике: президентской или парламентской?

15 марта 1994 г. была принята Конституция, которая впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства.

Справочно:

Ежегодно в Республике Беларусь 15 марта отмечается государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь.

Конституция 1994 года явилась результатом политического компромисса. Его суть состояла в том, что в Республике Беларусь учреждался институт Президентства, против которого длительное время (начиная с 1990–1991 гг.) выступала группа депутатов Верховного Совета, которые, не будучи уверенными в победе своих кандидатов на предстоящих президентских выборах, приложили немало усилий к тому, чтобы сохранить за Парламентом значительные властные полномочия. Поэтому в конечном итоге полномочия и ресурсы власти, которыми наделялся Президент, были ограничены.

В этом же году состоялись первые выборы Главы государства.

За десятилетия Основной Закон пережил не одно изменение, каждый раз становясь зеркалом эпохи.

Являясь по своей сути антикризисной, вместе с тем Конституция 1994 года не могла в полной мере обеспечить достаточный баланс интересов ветвей власти. Верховный Совет блокировал многие решения Президента страны, направленные на преодоление экономического кризиса. Все это обусловило необходимость совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть и внутриполитическую стабильность.

На первый за годы независимости референдум 14 мая 1995 г. были вынесены жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; об экономической интеграции с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Справочно:

В ходе всенародного голосования инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества. В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64,8 % имевших на это право граждан. За внесение изменений в действующую Конституцию проголосовали 77,7 % избирателей.

В это время страна, переживавшая острый экономический кризис, вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации было принято решение снова напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

На второй республиканский референдум 24 ноября 1996 г. были вынесены два проекта обновленной Конституции. Президентом Республики Беларусь было инициировано четыре вопроса: о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.

Справочно:

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14 % граждан, внесенных в списки для голосования.

В результате голосования проект Основного Закона, предложенный А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45 % от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9 %.

В обновленном Основном Законе существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. Так родилась президентская республика, которая позволила нашей стране добиться значительных успехов в государственном и хозяйственном строительстве за последние тридцать лет. Курс Президента на построение сильного правового социального государства полностью оправдался и дал конкретные результаты.

Полное взаимопонимание между Главой государства и народом позволило стране не только отойти от пропасти, но и твердо встать на путь созидания, поступательного развития.

Нельзя не признать, что именно третий референдум 17 октября 2004 г. закрепил и обеспечил дальнейшее устойчивое социально-экономическое развитие республики. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Справочно:

По данным Центризбиркома, в голосовании приняли участие 90,28 % граждан, внесенных в списки для голосования. Решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42 % из них.

Прошедший всенародный плебисцит сплотил белорусское общество, а 10-летняя работа президентской власти получила наивысшую оценку наших граждан.

Очередную проверку на зрелость наша страна прошла в 2020 году, когда под угрозой оказались суверенитет и территориальная целостность Беларуси. Благодаря несгибаемой воле белорусского лидера А.Г.Лукашенко и поддержке большинства наших граждан удалось отстоять суверенитет, мир и спокойствие в стране.

Кроме того, современные геополитические вызовы, актуализация проблем мира и гражданского согласия объективно потребовали конституционных преобразований.

Основной Закон Беларуси был существенно обновлен в результате проведения четвертого референдума 27 февраля 2022 г.

Справочно:

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 78,63 % от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

За принятие изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь проголосовало 82,86 % избирателей от принявших участие в голосовании.

По результатам референдума скорректированы преамбула и 85 статей Конституции, включено 11 новых статей, исключены – 2. Конституция дополнена новой главой – «Всебелорусское народное собрание».

Символично, что обновленный Основной Закон страны вступил в силу 15 марта 2022 г. – в День Конституции Республики Беларусь.

Изменения прежде всего затронули вопросы государственного устройства суверенной Беларуси. Были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС, Собрание) как высшего представительного органа народовластия. И в этом уникальность нашей страны.

Вовлеченность белорусского общества в принятие решений стратегического уровня очень высокая. Ведь в ВНС представлен максимальный срез общества. В него вошли Президент, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов, гражданского общества.

В связи с перераспределением полномочий на Всебелорусское народное собрание возложен ряд важнейших функций. В их числе: определять стратегическое направление развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного стоя, обеспечивать преемственность поколений, гражданское согласие в обществе и др.

ВНС дало старт новому этапу политического развития нашей страны. Состав делегатов Всебелорусского народного собрания и порядок его формирования позволяют учитывать голос и волю всех жителей страны, принимать на самом высоком уровне единое решение, являющееся обязательным для исполнения всеми государственными органами.

Изменения требований к кандидату в Президенты Беларуси – это конституционная норма, и она также была принята на референдуме. В обновленной Конституции установлено: Президентом может стать гражданин Беларуси по рождению, не моложе 40 лет, постоянно проживающий в нашей стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Кроме того, он не должен иметь ранее или в данный момент гражданство либо подданство другого государства, а также документов, которые дают преференции по политическому, религиозному либо национальному признаку. Эта же норма, кроме возрастного ценза, трансформировалась и на требования к кандидатам в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, делегаты ВНС и депутаты местных Советов депутатов. Определены два президентских срока.

Новации в части перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством способствуют более эффективной работе системы государственного управления, когда госорганы в полном объеме выполняя свои функции, принимают самостоятельные решения и отвечают за их реализацию. Это залог того, что наша страна не просто способна выстоять в любой ситуации, но и будет успешно развиваться.

Справочно:

В определенной мере ограничены полномочия Президента в законотворческом процессе – исключено право Главы государства издавать декреты как законодательные акты. Правительство наделено дополнительными полномочиями в сферах науки и инноваций, государственно-частного партнерства, усилена роль Правительства в управлении бюджетно-финансовой сферой государства. Расширены полномочия Парламента в решении кадровых вопросов и осуществлении контрольных функций.

Получили развитие конституционные положения о социальном характере белорусского государства. По-прежнему приоритетом является идея социального государства по обеспечению достойного уровня и качества жизни, сохранению и укреплению здоровья граждан, защите интересов простых граждан, поддержке тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Бесплатное образование и здравоохранение, стабильное пенсионное обеспечение и многое другое – все это наша современная реальность.

Вместе с тем каждому предоставлена возможность созидать и создавать свое благополучие. Подразумевается, что усилия по достижению благополучия должны прилагать и жители нашей страны, а не только государство. Положениями обновленной Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Такой подход базируется на традиционном для Беларуси уважительном отношении к человеку труда, создающему общественные блага.

Подчеркивает прогрессивный характер Основного Закона страны наличие прав человека нового поколения. В частности, с развитием информатизации и других явлений цифровой эпохи государство должно создавать условия для защиты персональных данных граждан и гарантировать безопасность личности и общества при их использовании.

Впервые в истории Беларуси важной нормой стало введение института индивидуальной конституционной жалобы. Раньше подать конституционную жалобу можно было только опосредовано – через уполномоченных субъектов. Право на прямое обращение в Конституционный Суд имеет важнейшее значение в укреплении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан.

В условиях современных вызовов и угроз, когда Беларусь находится «под прицелом» агрессивной пропаганды недружественных нам стран, сохранение исторической памяти приобретает исключительно важное значение. Именно она лежит в основе мировоззрения личности, ее гражданских и патриотических качеств. Историческая память способствует формированию культуры, традиций и духовного мира, определяющих самоидентификацию народа. Это особенно актуально в условиях информационных и гибридных войн.

В судьбоносные моменты мы традиционно обращаемся к славному прошлому белорусского государства, достижениям наших великих соотечественников. Наши предки, находясь на геополитическом перекрестке, через который прокатились тысячи войн и военных конфликтов, отстояли свое право жить и созидать на этой земле. Поэтому для дальнейшего успешного развития нашей страны очень важно раскрывать и сохранять в сердцах и душах подрастающих поколений историческую память о славных ратных делах, героизме и подвиге белорусского народа.

Закрепление в Основном Законе понятия «брак как союз женщины и мужчины» – ответ на современные угрозы и забота о будущем страны. В наших традициях и исконных ценностях заложено классическое понимание семьи, в которой есть родители и дети. Продолжение такого уклада – вопрос сохранения нашей страны. Разложение института традиционной семьи и насаждение в сознании современной молодежи искаженных неолиберальных представлений о браке является демографической миной. Ведь происходящая трансформация института семьи сопровождается изменением всей системы ценностей, места семьи в этой системе, характера основных функций семьи и т.д.

В обновленной Конституции отсутствует положение о стремлении к нейтралитету, но при этом подчеркнуто, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Мы – мирная страна, всегда открытая для равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Мы никому никогда не угрожали.

Республика Беларусь – атомная держава. В основном Законе закреплена ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии. БелАЭС – крупнейший для нашей страны высокотехнологичный проект, отвечающий самым современным требованиям безопасности, что имеет первостепенное значение для белорусов, переживших страшные последствия катастрофы на ЧАЭС.

Охрана природной среды и бережное отношение к природным ресурсам в соответствии с Конституцией является долгом каждого гражданина. Это вполне объяснимо, ведь мы хотим жить в благоприятной среде. А это значит, что для каждого из нас бережное отношение к природе должно стать образом мышления и нормой жизни.

Таким образом, проведение республиканского референдума в 2022 году и обновление Конституции – это ответ общества на возникающие на нашем пути вызовы и угрозы.

Тут уместно привести слова белорусского лидера А.Г.Лукашенко: «Мы не просто укрепили, я бы сказал, зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор» (из выступления 4 марта 2022 г. на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь).

****

Проведенный 27 февраля 2022 г. республиканский референдум убедительно показал, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы. А принятие обновленной Конституции Республики Беларусь – свидетельство проявления воли народа сохранить социально-экономическую модель развития, укрепить государственный суверенитет, защитить национальную идентичность.

 

Официальная правовая информация. 

Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 12.03.2025  Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

 

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(март 2025 г.)

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ ЕДИНСТВА И ПРОЦВЕТАНИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

(для молодежной аудитории)

«Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа» – тема, которая в конце 2021 года – начале 2022 года занимала лидирующие позиции в повестке дня белорусов, когда наша страна находилась на пороге конституционного референдума. И работа с молодежью – обсуждение изменений и дополнений Конституции на диалоговых площадках – велась в первую очередь.

По словам лидера ОО «БРСМ», в стране было проведено порядка 900 диалоговых и дискуссионных площадок и интерактивных онлайн-приемных, в которых было задействовано около 30 тыс. молодых граждан. Белорусская молодежь активно была вовлечена в процесс обсуждения новой Конституции. Наша молодежь небезразлична. И это понятно. Ведь все изменения и дополнения Конституции направлены прежде всего в будущее, а обновленный Основной Закон называют Конституцией будущего или Конституцией молодых белорусов, которым предстоит по ней жить.

Вы, молодежь, вряд ли знаете, как начался отсчет нового исторического этапа современной Беларуси. А ведь между 1994 годом, когда была принята Конституция суверенной Беларуси, и всенародным референдумом, прошедшим 27 февраля 2022 г., в жизни нашей страны произошло много знаковых свершений.

Конституция Беларуси 1994 года заложила прочный правовой фундамент нашей независимости и позволила реализовать стремление белорусского народа быть полноправным хозяином на родной земле. С этого момента началась история независимой Беларуси, какой мы ее знаем сегодня: по-настоящему суверенного государства с самостоятельной внешней и внутренней политикой.

Ваше поколение знает только по учебникам, что еще в начале «лихих» 90-х годов прошлого века промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера и экономика находились в кризисном состоянии. После распада Советского Союза разрыв традиционных экономических связей сказался на всех отраслях экономики. Ваши бабушки и дедушки помнят, как в километровые очереди в продуктовых магазинах стала вся страна. Население испытывало острую нехватку продовольствия и товаров народного потребления. Зарплаты в рублевом эквиваленте составляли в лучшем случае 10–20 долларов США. Раскручивалась гиперинфляция. Зашкаливал уровень организованной преступности и коррупции. В таких «турбулентных» условиях Беларусь обретает суверенитет.

В первые три года суверенитета Беларуси вся власть была сконцентрирована у Верховного Совета, который выступал высшим представительным и единственным законодательным органом. Уникальная модель государственного устройства – парламентская республика в кристально чистом виде. Однако она не шла ни в какое сравнение с примерами Великобритании, Японии, Германии или Италии. У молодой белорусской республики был архаичный парламент. Архаичный потому, что достался в наследство от Советского Союза после его распада и действовал по Конституции 1978 года.

Молодой республике требовалась новая политическая система – современная и соответствующая национальным особенностям. Это было продиктовано ходом исторического развития и запросом общества.

15 марта 1994 г. стало одной из ключевых дат в истории суверенной Беларуси. В этот день была принята Конституция, которая впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства, установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.

Среди новшеств особо выделялся институт Президентства – Основной Закон предусматривал должность Главы государства. В том же 1994 году прошли выборы, которые уже в момент объявления обрели статус исторических. Результатом первой президентской кампании стала победа самого молодого кандидата – народного депутата и директора совхоза «Городец» Шкловского района – А.Г.Лукашенко, которому на тот момент еще не исполнилось 40 лет. По итогам второго тура выборов со сверхубедительными 80,34 % в Беларуси был избран первый Президент.

В наследство первому Президенту досталась, по сути, полуразрушенная страна – инфляция, безработица, экономический коллапс. Сегодня, вспоминая этот переломный момент в нашей истории, мы все больше убеждаемся: выбор, который белорусы повторили не один раз, был верным.

Однако белорусский опыт нельзя назвать легким и безоблачным. Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

В то время развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны во благо ее народа.

Преодолеть политический кризис, накал которого пришелся на 1996 год, был призван республиканский референдум. Глава государства и Верховный Совет предложили внести изменения в Конституцию: народу необходимо было выбрать, какой должна стать Беларусь – президентской или парламентской республикой.

Тогда избиратели вновь поддержали Президента, что привело к укреплению вертикали власти и реформе Парламента. В 1996 году на смену Верховному Совету пришло Национальное собрание, существенно превосходившее предшественника уже тем, что Парламент стал двухпалатным.

В обновленном Основном Законе существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. Так родилась президентская республика, которая позволила нашей стране добиться значительных успехов в государственном и хозяйственном строительстве за последние тридцать лет.

Фактически Конституция, изложенная в редакции 1996 года, стала документом, на десятилетия определившим вектор дальнейшего поступательного развития белорусского государства.

Принятие обновленной Конституции страны в 2022 году имеет особый смысл, статус и значение не меньше, чем в 1994 году.

Сегодня наше государство вышло на новый этап развития, курс которого определили сами белорусы, создав своими руками по истине народный документ. И вы – молодежь – были активным участником этого процесса. Во всех без исключения регионах страны прошли диалоговые площадки по всенародному обсуждению новшеств Конституции. В ходе обсуждения был услышан каждый неравнодушный гражданин, пожелавший высказаться.

Очередной раз референдум подтвердил высочайшее доверие народа Президенту и власти в целом. Новая редакция Конституции была принята подавляющим большинством голосов 27 февраля 2022 г.

Символично, что обновленный Основной Закон страны вступил в силу 15 марта 2022 г. – в День Конституции Республики Беларусь.

Среди государственных праздников этот день, безусловно, занимает особое место. Потому что Основной закон – это не только фундамент нашей правовой системы, но и, по сути, четко сформулированная стратегия жизни страны и ее народа на современном этапе. Документ, который зафиксировал переход нашей страны на новый уровень развития – экономического, социального, общественно-политического.

За три десятилетия, непродолжительный по историческим меркам период времени, мы фактически заново отстроили всю страну, добились огромных сдвигов в экономике, культуре, социальной сфере, обеспечили политическую стабильность и электоральный суверенитет нашего государства, сохранили межконфессиональный мир, гражданское и национальное согласие в обществе.

Для простых людей очень важно, что Конституция Республики Беларусь содержит те нормы, которые закрепляют социальные завоевания трудящихся, суверенитет, независимость и территориальную целостность страны, направлены на утверждение патриотизма, традиционных духовно-нравственных и семейно-брачных ценностей, исторической памяти о прошлом белорусского народа.

Главной для молодежи статьей в обновленной Конституции является положение о содействии государства всестороннему развитию молодежи. Учитывая, что в ХХI веке дальнейший научно-технический прогресс, развитие инновационной экономики страны основываются на высоком уровне интеллекта, новая статья 32? Конституции возлагает на государство обязанность способствовать духовному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создавать необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.

Пройденный нашей страной путь, ее социально-экономические и общественно-политические достижения убедительно доказывают на практике жизненность конституционных норм, которые содержат огромный правовой потенциал для дальнейшего совершенствования национального законодательства в интересах личности, общества и государства.

****

Вы, молодое поколение суверенной Беларуси, – своеобразный «золотой резерв» нашего государства. Именно вам предстоит дать достойный ответ на современные вызовы и угрозы.

Поэтому сегодня государство как никогда поддерживает и развивает лучшие инициативы молодежного движения, оберегает и приумножает традиции, заложенные предыдущими поколениями. Белорусская молодежь, в свою очередь, сталкиваясь с серьезными вызовами, может и должна сделать все, чтобы наша страна успешно развивалась, а ее активная гражданская позиция способствовала дальнейшему процветанию Беларуси.

Мы гордимся вашими успехами и достижениями, в то же время ждем новых инициатив и проектов, поскольку молодое поколение – это движущая сила и мощный ресурс развития любого общества и государства.

Если говорить словами Главы государства, «Молодежь – это не только будущее, но и наше настоящее. Молодые люди сегодня являются непосредственными участниками социальной и политической жизни страны… Мы создали государство, удержали его, приумножили полученное наследие. Миссия молодых – сохранить его и придать стране импульс» (из Послания белорусскому народу и Национальному собранию 28 января 2022 г.).

 

Официальная правовая информация. 

Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 17.02.2025  Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

 

МАТЕРИАЛЫ

для информационно-пропагандистских групп

(февраль 2025 г.)

ИТОГИ ЗАВЕРШАЮЩЕЙСЯ ПЯТИЛЕТКИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

(для работников предприятий реального сектора экономики)

26 января 2025 года Александр Григорьевич Лукашенко одержал безоговорочную победу на очередных президентских выборах.

Сегодня, в ходе очередного единого дня информирования населения, будет нелишним вспомнить основные положения его предвыборной программы, которая была не сводом обещаний, а содержала цели и задачи, которые предстоит выполнить, обозначила контуры программы социально-экономического развития на следующие пять лет.

В настоящее время полным ходом идет подготовка к очередному заседанию Всебелорусского народного собрания, которое должно «представить людям стратегию на пятилетку и определить основные направления нашего развития с 2026 года» (А.Г.Лукашенко на совещании об актуальных внутриполитических вопросах и подготовке к проведению политических кампаний 10 сентября 2024 г.).

Но для начала о некоторых итогах пятилетки текущей.

Несмотря на внешние вызовы и ограничения, нам удалось сохранить внутреннюю стабильность и не допустить обвала экономики. Главные достижения текущей пятилетки – рост уровня жизни населения, сохранение безопасности и суверенитета страны.

Доходы – это один из главных вопросов, волнующих людей.

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2024 г. ожидается на уровне 9,4 % (при прогнозе на год 5,2 %). Это лучший показатель за пятилетку.

Второй год подряд инфляция сохраняется ниже установленного параметра: в 2024 году – 5,2 % при целевом значении не более 6 %.

Снижается уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте. В августе 2024 г. он составил 2,9 %.

Кроме доходов, важным вопросом является решение жилищной проблемы. С опережением выполняются обязательства по строительству жилья. За 4 года за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 17,2 млн кв. м жилья при прогнозе 16,9 млн кв. м.

Наблюдается положительная динамика строительства арендного жилья. По оценке специалистов, по итогам 2024 года введено в эксплуатацию 355,6 млн кв. м жилья, за 4 года – 957,1 млн кв. м.

Активно развивается рынок индивидуального жилья на основе малоэтажного домостроения. Ежегодно его доля в общем строительстве жилья составляет более 40 %, а по итогам 11 месяцев 2024 г. – 55,9 %.

Выросло строительство жилья в сельских населенных пунктах, малых городских поселениях. За 2021–2023 гг. введено в эксплуатацию жилых домов в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях 5,3 млн кв. м, что составляет 41,3 % от общего объема вводимого жилья.

Справочно:

По результатам социологических исследований, проведенных Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, материальное положение своих семей в 2024 году 34,6 % опрошенных жителей республики называют в той или иной степени «хорошим» (27,0 % в 2021 году), чуть более половины участников опроса (57,7 %) считают его «средним» (60,3 % в 2021 году), а 6,1 % – «плохим» (12,4 % в 2021 году).

Удовлетворены своей жизнью 86,6 % граждан страны (в 2021 году – 76,1 %), не удовлетворены – 9,6 % (20,4 % в 2021 году).

Жители Беларуси достаточно высоко оценивают собственную безопасность на улицах населенных пунктов. Ощущают себя там благополучно 95,6 % граждан страны (в 2021 году – 88,0 %). Обратного мнения придерживаются 3,7 % ответивших (11,0 % в 2021 году).

Благосостояние граждан отражают важнейшие результаты работы экономики в целом.

Наблюдается поступательное повышение темпа роста ВВП с 102,4 % в 2021 году до 104,0 % в 2024 году.

Более половины (53,8 %) опрошенных граждан позитивно оценивают социально-экономическое положение в стране (21,9 % в 2021 году), средние оценки поставила треть респондентов (33,3 % в 2024 году и 51,7 % в 2021 году), негативные – 5,5 % (20,1 % в 2021 году).

Главными результатами регионального развития являются:

укрепление производственного потенциала регионов: только за последнее пятилетие в республике создано 80 значимых для регионального развития новых производств.

Справочно:

Крупнейшие из них: строительство Белорусской АЭС, ввод в эксплуатацию Петриковского ГОК ОАО «Беларуськалий», ЗАО «БНБК» в Пуховичском районе, установки замедленного коксования в ОАО «Нафтан», создание комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков ОАО «Мозырский НПЗ», ряд проектов, реализованных группой компаний «Кроноспан» и «ВМГ Вударт».

сокращение межрегиональной дифференциации по валовому региональному продукту на душу населения;

рост реальной заработной платы.

Во всех регионах отмечается увеличение объемов производства промышленной продукции (в фактических ценах).

В 2024 году сельское хозяйство страны продолжило успешно развиваться – темп производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 11 месяцев составил 103,3 % к январю–ноябрю 2023 г.

Достигнутые результаты позволяют наметить конкретные цели и задачи, которые предстоит выполнить в ближайшем будущем, в соответствии с основными положениями предвыборной программы действующего Президента. По словам А.Г.Лукашенко, «главная задача – не дать разорвать страну и передать ее нашим детям и внукам сильной, устойчивой и независимой».

Мир и безопасность.

По его мнению, с точки зрения геополитики наша республика находится в наивысшей за последние восемь десятилетий точке опасности – весь мир полыхает вокруг.

Сегодняшние вызовы состоят в «отмене» Беларуси как страны. Не утихают попытки внести раскол в общество, подорвать единство и стабильность.

Поэтому все усилия должны быть направлены на то, чтобы уберечь страну, обеспечить ее безопасность. Для этого нужны сильное государство и сильная власть.

По словам Александра Лукашенко, у Беларуси ни к одной стране нет территориальных претензий.

«Мы никому не угрожаем и ни на кого не собираемся нападать. У нас оборонительная военная политика. Но в случае агрессии и вторжения в Беларусь мы должны быть готовы защитить свою Родину», – отмечается в программе.

Поэтому предлагается продолжить формирование современных вооруженных сил, развивать собственное производство передового вооружения, а также сотрудничать с Россией в рамках подписанных международных договоров для обеспечения надежных гарантий безопасности.

Опоры всеобъемлющей безопасности и независимости нашей страны.

Эффективно работающее государство.

Белорусский лидер считает, что никакое оружие не сможет обеспечить безопасность и защитить суверенитет страны без устойчивой и эффективной социально-экономической системы.

Нужны новые технологии, конкурентоспособные производства, высокое качество, нулевая бюрократия и окончательное искоренение коррупции. В частности, для этого необходимо грамотно внедрять принципы цифровой экономики и интеллектуальные системы управления производством на базе отечественного программного обеспечения.

Продолжится равномерное развитие регионов по принципу «сильные регионы – сильная страна» с соблюдением индивидуального подхода к территориям с учетом их потенциала, потребностей и самобытности.

Кроме того, предстоит в полной мере реализовать программу «Один район – один проект».

Также А.Г.Лукашенко считает необходимым завершить преобразование сельского хозяйства в высокотехнологичную и конкурентоспособную отрасль и престижную сферу труда.

Помимо этого, президент выступает за продолжение непримиримой борьбы с коррупцией, которая создает препятствия для развития эффективного государства.

Сплоченность общества.

Белорусское общество, по мнению Главы государства, должно быть единым. С теми, с кем не получается говорить на одном языке, будут налаживать мосты для взаимопонимания.

«Диалог, а не раскол, поиск путей к выстраиванию отношений. На честных принципах перевернем страницу разногласий», – говорится в программе.

Сформированные новые каналы общественно-политической активности, прежде всего Всебелорусское народное собрание, обеспечивают участие каждого в принятии государственных решений, выражении мнения.

А.Г.Лукашенко создает все необходимые условия, для того чтобы раскрепостить инициативу, помочь каждому выстроить свой жизненный путь и самореализоваться.

Прагматичная внешняя политика с акцентом на торгово-экономические отношения.

Президент Республики Беларусь намерен продолжить курс на углубление стратегического партнерства с Россией и Китаем. А также направить усилия на восстановление диалога с Западом и нормализацию отношений с соседями.

В планах – осваивать новые рынки, активно расширяя свое присутствие в Азии, Африке и Латинской Америке, открыть новые возможности в качестве участников БРИКС и ШОС.

К чему стремимся?

Беларусь – государство для народа, страна, в которой хочется жить. В основе власти всегда были воля народа, его потребности и глубинная поддержка.

Это значит, что государство видит запросы каждого. Привлекательные условия жизни граждан, по словам А.Г.Лукашенко, должны стать визитной карточкой Беларуси.

Планируется сохранить неизменными принципы социальной политики в образовании и медицине, поддержке материнства, детства, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Более доступным станет жилье: ожидается, что будет запущена масштабная программа строительства арендного жилья с перспективой его выкупа на доступных среднему белорусу условиях.

Сохранится господдержка при строительстве жилья для многодетных семей, детей-сирот и других уязвимых категорий граждан, которым некому помочь.

В ближайшие пять лет планируется усовершенствовать транспортную инфраструктуру: выстроить прямые дорожные связки «областной центр – районный центр – агрогородок», восстановить крупные мосты, улучшить состояние основных автомобильных артерий республики.

Кроме того, предлагается на всей территории страны повысить качество мобильной связи и скорость интернета, прежде всего за счет активного внедрения технологии 5G.

Вполне логично, что, исходя из предвыборной программы Главы государства, еще в январе была объявлена пятилетка качества (Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2025 г. № 31).

Она охватит все сферы жизнедеятельности государства и общества. Приоритетные цели пятилетки – дальнейшее повышение качества жизни людей, конкурентоспособности белорусской экономики, совершенствование общественных отношений.

Пятилетка качества предусматривает всесторонние преобразования, направленные на достижение высоких стандартов качества жизни, рост благосостояния общества, повышение эффективности экономики и управленческой деятельности, оптимизацию производственных процессов, улучшение характеристик товаров (работ, услуг).

Указ определил стратегические задачи пятилетки качества в экономике, организации жизнедеятельности людей, социальных отношениях и в области права. Это те столпы, которые составляют основы функционирования государства.

В приоритете пятилетки поддержание общенационального диалога, укрепление института семьи, традиционных нравственных ценностей, патриотизма, повышение политической и правовой культуры, обеспечение стабильности правового регулирования.

***

Реализовать задачи пятилетки качества, сделать ее эффективной и результативной можно лишь совместными усилиями государственных органов, организаций всех форм собственности и граждан. В этой связи будет продолжено формирование понимания личной ответственности граждан за общий результат и стимулирование инициативы, за сохранение независимости страны.

Главой государства поручено Правительству совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом предусмотреть мероприятия по достижению задач пятилетки качества в программах (планах) развития Беларуси, отраслей экономики, регионов.

В ближайшее время стратегия развития страны будет представлена в Послании Президента на Всебелорусском народном собрании.

Top
Шаблон скачали с сайта JooMix.org