Мы в СОЦСЕТЯХ 8(01643) 5-82-36-приемная,115 единый контакт-центр  
brzbox@brz.bujkh.by, 3-67-47-диспетчер Береза, 4-16-21-диспетчер Белоозерск  

 2023г.

Диплом I степени в номинации "Лучшая организация идеологической работы жилищно-коммунального хозяйства, предприятия торговли и общественного питания, транспорта и связи березовского района".

Благодарственное письмом Березовского райисполкома решением № 1893 от 12.12.2023г. «За многолетнюю плодотворную работу, высокое профессиональное мастерство и ответственное отношение к трудовым обязанностям».

Диплом областного конкурса профессионального мастерства среди зелёного строительства

Диплом лауреата премии Федерации профсоюзов Беларуси в области труда в номинации "Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, торговля, лесное хозяйство"

Доска Почета Березовского района за достижение высоких показателей в выполнении прогноза социально-экономического развития по итогам работы в 2022 году

Победитель конкурса на лучшее новогоднее оформление среди строительных и прочих организаций.

Директор ГУПП "Березовское ЖКХ" Валерий Васильевич Климчук награжден Грамотой и нагрудным знаком Федерации профсоюзов Беларуси за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие социального партнерства.

Заместитель директора по производству Валерий Николаевич Микитич награжден грамотой Брестского областного исполнительного комитета.

Грамотой главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома награждена аппаратчик химической чистки цеха бытового обслуживания Светлана Ермачёк.

 
ДОСКА ПОЧЕТА 2023
 

ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕР-ПРЕСТУПНИКА (областная тема)

 

Почему и как совершаются преступления?

Условием, способствующим распространению числа имущественных преступлений, учтенных по линии ПК, является широкое распространение различных видов криптовалют и иных цифровых активов, операции с которыми зачастую не поддаются регулированию.

Правоохранители отмечают, что, учитывая, что основная масса преступлений, регистрируемых по линии киберпреступности, совершается с использованием различных методик социальной инженерии, то такие правонарушения могут совершаться только при условии, когда достаточно большие массы населения не владеют основами цифровой безопасности. Соответственно, доведение правоохранителями этой информации позволяет людям избежать подобных преступлений.

Важно отметить, что информатизация очень быстро распространяется во всех сферах деятельности. Учитывая активность подрастающего поколения и их желание испробовать каждую новинку, они более широко, чем люди старшего возраста, используют компьютерные технологии. Соответственно, во многом то, что им кажется невинной шалостью, на самом деле может образовывать состав преступления.

Какие киберпреступления самые распространенные?

Вишинг – один из методов мошенничества, когда злоумышленники звонят жертве и от имени банковского сотрудника сообщают, что необходимо осуществить какие-либо действия с БПК, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит, либо производит подозрительную оплату. Завладев реквизитами карты, преступники осуществляют хищение денежных средств с банковского счета потерпевшего.

Фиишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Фишинг используется для получения доступа к учетным записям пользователей самых различных ресурсов, но зачастую он применяется для хищения данных пользователей торговых онлайн-площадок.

Сватинг – заведомо ложный вызов полиции, аварийно-спасательных служб, путем фальшивых ложных сообщений об опасности (например, о минировании, убийствах, захвате заложников). В последние годы сватинг из забавы любителей онлайн-игр и хакеров превратился в массовое явление и большую проблему для правоохранительных органов различных стран. Общественная опасность таких деяний состоит в том, что заведомо недостоверные сведения дезорганизуют нормальную работу объектов транспорта, предприятий, государственных органов и учреждений, организаций независимо от формы собственности. В свою очередь, это причиняет существенный экономический вред, как субъектам хозяйствования, так и гражданам. При этом информация о возможном взрыве, поджоге либо иных действиях, предполагающих тяжкие последствия, способна посеять панику среди населения и внести неудобства в повседневную жизнь.

ДДОС-атаки – это атака на вычислительную систему с целью довести её до отказа, то есть создание таких условий, при которых добросовестные пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым системным ресурсам (серверам), либо этот доступ затруднен. В настоящее время DoS и DDoS-атаки популярны тем, что позволяют довести до отказа практически любую систему.

Груминг – это вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью сексуального самоудовлетворения. Злоумышленник дистанционно нащупывает связь с ребенком через социальные сети, мессенджеры, онлайн-игры, электронную почту. Затем может вынудить ребенка прислать фотографии интимного характера, вовлечь в изготовление порнографических материалов, склонить к интимной встрече в реальности.

Кибербуллинг – травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди. Эта форма психологического террора может принимать разные обличия: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве; физическая агрессия и так далее. Причины кибербуллинга: зависть, чувство превосходства над соперником, чувство собственной неполноценности, самореализация.

Угроза нового времени – так называемые группы смерти. И хотя обычно создателями таких групп являются сами подростки (цель – «хайп», жажда острых ощущений, желание доминировать и управлять другими), в подобных группах создается благоприятствующая атмосфера для культивирования суицидальных намерений.

Как избежать уловок мошенников?

– Не вводите данные карты (особенно – срок действия и CVV-код) на сайтах, куда перешли по ссылкам от незнакомцев. Не соглашайтесь уходить с торговой площадки и продолжать переписку в другом приложении.

– Не переходите ни по каким ссылкам из письма (даже если они якобы ведут к результатам игры). Через поисковик узнайте, действительно ли розыгрыш был проведен, есть ли другие призеры.

Помните, что визуально заметить подмену сложно, но есть характерные маркеры:

– замочек слева от адресной строки не замкнут или есть надпись «Не защищено»;

– электронный адрес ненастоящий или буквы в нем перепутаны (bel-post.by вместо belpost.by, bealrusbank.by вместо belarusbank.by).

– Не переходите по ссылкам на незнакомые ресурсы: с их помощью мошенники пытаются заразить ваш компьютер или телефон вирусом и украсть ваши личные данные.

– Не высылайте денег человеку, с которым вы лично не знакомы, и уж тем более не называйте ему личную информацию, способствующую взлому банковских данных и краже денежных средств.

– Если у вас есть сомнения в личности покупателя, лучше созвонитесь с ним, желательно по видеосвязи. Или, если это возможно, предложите личную встречу.

Как не стать жертвой при осуществлении финансовых операций в сети Интернет

Что сегодня может быть проще, чем купить в интернете понравившийся товар? Совершить такую покупку может даже ребенок или пользователь, не вполне уверенно владеющий навыками работы с персональным компьютером. Этот процесс обусловлен тем, что большинство людей сегодня все чаще испытывает дефицит свободного времени и тратить его на походы по магазинам, особенно в поисках обычных товаров, стало для многих недоступной роскошью. Кроме этого, купить или продать товар в сети Интернет стало очень просто благодаря огромному числу торговых площадок, которые делают этот процесс максимально быстрым и удобным, предоставляя возможность оплаты с использованием банковских платежных карт и доставки товара в любой уголок мира.

Наиболее распространены способы совершения преступлений:

  1. «Предоплата» (обман продавца)

Суть данного способа заключается в том, что злоумышленник выступает в роли покупателя. На одной из интернет-площадок с объявлениями он находит продавца и копирует его контактные данные. После чего ищет его в мессенджерах (социальных сетях), представляясь покупателем. В ходе переписки, злоумышленник сообщает, что товар ему понравился, и он хочет его приобрести в связи с чем уже якобы совершил предоплату (зачастую высылается скриншот электронного карт-чека о перечислении средств). Для того, чтобы получить данные средства продавцу высылают ссылку на поддельную страницу (она выглядит как один из разделов официального сайта интернет-площадки или банковского учреждения), где продавцу нужно ввести номер своей карты, имя держателя, срок действия, CVV-код указанный на оборотной стороне карты (информацию, содержащуюся в СМС-сообщении, поступившем из банка, для подтверждения получения предоплаты). После получения конфиденциальных сведений, злоумышленник совершает хищение средств.

  1. «Доставка» (обман покупателя)

Злоумышленник размещает объявление на интернет-площадке о продаже товара по крайне выгодной цене. После того, как потенциальный покупатель начинает вести переписку во внутреннем чате площадки, злоумышленник под различными предлогами убеждает его продолжить общение в мессенджере или социальной сети. Во время общения мошенник уговаривает покупателя внести предоплату или оформить доставку, и чтобы развеять сомнения покупателя, сообщает о якобы новой услуге удержания (холдирования) средств, которая появилась на торговой площадке, т.е., если доставка не произойдет, то торговая площадка автоматически вернет средства на карту. При этом покупателю высылается ссылка на поддельную страницу, которая имитирует официальную страницу торговой площадки или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты (далее осуществляются действия по схеме обмана продавца).

  1. Использование социальных сетей

Осуществив несанкционированный доступ к персональным аккаунтам пользователя сети Интернет, злоумышленник рассылает всем виртуальным «друзьям» потерпевшего просьбу под различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Это может быть ее фото или просто номер, срок действия и иные реквизиты. Порой преступники просят просто номер мобильного телефона и либо пытаются похитить со счета телефона деньги или наоборот используют его как промежуточное звено, направляя на этот счет чужие деньги, переводя их затем дальше, чтобы запутать свои следы (практически во всех случаях хищения денежных средств со счетов мобильных телефонов потерпевшие еще сообщали преступнику персональные коды, приходящие в виде смс-сообщений на телефон).

  1. Звонок от «представителя» банка с просьбой срочно предоставить необходимую информацию

Преступники от имени сотрудников банка сообщают, что необходимо осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату. Для маскировки преступники используют функцию «подмены номера», как следствие у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой абонентский номер телефона, заданный злоумышленником. Это могут быть номера банковских учреждений или иных абонентов, которые на самом деле никому звонки не осуществляют, а сам звонок по своим внешним признакам ничем не будет подозрительным. Получив необходимую информацию о реквизитах карты, преступники осуществляют хищение.

Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:

– вести общение с покупателями (продавцами) только во внутреннем чате торговой площадки (зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);

– ведя общение с пользователем стоит перейти к его профилю и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);

– очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (смс-код, логин или пароль от интернет-банкинга). Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты;

– уточнить у собеседника номер телефона, если он не указан в объявлении, а потом позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку (очень часто злоумышленники используют номера телефонов, взятые в аренду на непродолжительное время и физического доступа к нему, не имеют);

– использовать отдельную банковскую карту для осуществления покупок в сети Интернет, на которой не хранятся денежные средства и на которую не поступает регулярный доход в виде заработной платы, стипендии или пенсии;

– избегать перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки якобы для получения предоплаты или оформления доставки;

– если Вы все же перешли по подобной ссылке и видите уведомление о том, что в системе имеется денежный перевод и для его получения необходимо ввести данные банковской платежной карты, ни при каких обстоятельствах не вводите запрашиваемые сведения, так как это прямой путь к утрате собственных средств;

– если Вы все же ввели данные своей банковской карты на поддельном ресурсе или сообщили их постороннему лицу, необходимо в срочном порядке произвести блокировку карты, позвонив в банк либо самостоятельно в интернет-банкинге;

– если Вам поступил звонок из «банка», ни при каких обстоятельствах никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме;

– уточните с кем именно Вы общаетесь, после чего положите трубку и перезвоните на номер телефона, который отображался у Вас на экране (в этом случае Вы свяжитесь именно с тем абонентом, которому принадлежит указанный номер, а не со злоумышленниками, которые его использовали с целью скрыть свой настоящий номер) и уточните суть возникшей проблемы;

– если же на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что через несколько секунд Вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на Вас кредит или что если Вы не сообщите требуемую информацию, то карту вообще заблокируют, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения.

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(февраль 2024 г.)

 

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ 2024: АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

 

Материал подготовлен на основе информации
Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, материалов агентства ”БелТА“ и газеты ”СБ. Беларусь сегодня“

 

Выборы – один из неотъемлемых элементов демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса. 

В нашей стране максимально реализован конституционный принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Основного Закона Республики Беларусь: ”Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией“. В Беларуси сделано все, чтобы гражданин самостоятельно и свободно решал, кто на выборах заслуживает его голоса.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 ноября 2023 г. подписал указы № 367 ”О назначении выборов депутатов“ и
№ 368 ”О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь“.

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ СОСТОЯТСЯ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 25 февраля 2024 г.

Текущая избирательная кампания – крупнейшая за всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12 514 депутатов местных Советов депутатов.

Справочно:

В областные и Минский городской Советы – 388 депутатов, районные – 3 434, городские (городов областного подчинения) – 373, городские (городов районного подчинения) – 223, поселковые – 63, сельских – 8 033 депутата.

В единый день голосования с 08:00 до 20:00 белорусские граждане определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя им право управления нашей страной.
Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье, могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с 20 по 24 февраля с 12:00 до 19:00.

Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя. В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18.00), с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.

С 9 февраля каждый избиратель может проверить включен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли указаны сведения о нем.

Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов (не позднее 24 февраля 2024 г.).

Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны. 

Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в г.Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30 (ГУО ”Гимназия № 75 им. П.В.Масленикова“). Если у гражданина есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту регистрации.

Справочно:

Решение отказаться от формирования участков для голосования за рубежом связано с отсутствием необходимых мер безопасности на территории других стран, сокращении численности работников дипломатических служб, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. 

На избирательном участке избиратели получат:

в Минске по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов;

в областных и районных центрах по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета;

в сельской местности по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета.

ВЫБОРЫ В СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВОСЬМОГО СОЗЫВА

С 12 марта по 21 марта 2024 г. президиумы вновь избранных районных, городских Советов депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены Совета Республики.

С 22 марта по 31 марта 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.

Выборы членов Совета Республики пройдут 4 апреля 2024 г. на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.

Установление ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не позднее 11 апреля 2024 г.

Вниманию выступающих: при подготовке выступления целесообразно воспользоваться ранее направленными материалами о роли и полномочиях депутатов местных Советов депутатов, Парламента, а также результатах законодательной деятельности Парламента седьмого созыва.

Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества. Цивилизованный и спокойный характер проведения кампании является залогом того, что нашу страну никому из-за рубежа не удастся втянуть в очередную попытку государственного переворота.

КОНКУРЕНЦИЯ ВМЕСТО КОНФРОНТАЦИИ 

Выборы – это всегда конкуренция идей, проектов, личностей. К сожалению, долгое время под предлогом участия в избирательных кампаниях в нашей стране доступ к публичной политике получали люди, которые были ориентированы не на добросовестную политическую состязательность, а на конфронтацию с государством.

Опыт предыдущих электоральных кампаний в Беларуси свидетельствует, что не всегда количество кандидатов в депутаты гарантирует качество выбора. Достаточно сказать, что почти 5%
(27 человек) от зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей на выборах 2019 года были безработными (в 2024 г. – 0,4% (1 человек)). А большая часть т.н. ”независимых“ выдвиженцев только и делали, что призывали к слому конституционного строя. По сути при кажущемся изобилии у избирателей выбор был один: между хаосом и эволюционным развитием. Этот выбор всегда был очевиден.

Прямым свидетельством того, что на выборах депутатов 2024 года обеспечена состязательность и конкуренция является статистика зарегистрированных кандидатов в депутаты.

Справочно:

Всего в депутаты Палаты представителей выдвинуто
298 кандидатов
, из которых зарегистрированы 265. Среди них
10 граждан в возрасте до 31 года, 92 женщины, 20 действующих депутатов Палаты представителей, 31 действующий депутат местных Советов депутатов. 82 кандидата представляют сферу науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 50 – государственные органы, 49 – промышленность, транспорт, строительство. 

Всего в депутаты местных Советов депутатов выдвинуто
18 996 кандидатов
, из которых 18 802 продолжат борьбу за депутатский мандат. Среди них 803 гражданина в возрасте до 31 года, 10 107 женщин, 7 330 действующих депутатов местных Советов депутатов.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести общие сведения о кандидатах в депутаты в вашем регионе.

За тем, как будут соревноваться между собой кандидаты в депутаты избиратели могут наблюдать с 31 января по 24 февраля (период предвыборной агитации).

Справочно:

Избирательным кодексом предусмотрены широкие возможности для информирования граждан кандидатами в депутаты о своей предвыборной программе: встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме;

массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью осуществления предвыборной агитации;

распространение агитационных материалов за счет средств собственных избирательных фондов.  

У избирателей будет возможность познакомиться с предвыборными программами кандидатов в депутаты Палаты представителей в печатных СМИ, увидеть и услышать их выступления по телевидению и радио.

Предвыборные программы кандидатов в депутаты местного Совета депутатов будут размещены на официальном сайте соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести информацию о местах, определенных для агитации на территории округов, сформированных в вашем регионе.

Наряду с этим на всех участках для голосования не позднее чем за
14 дней до выборов будут оформлены стенды с информационными материалами о кандидатах.

ПРАВИЛА ИГРЫ НА ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ СТРАНЫ

Важно подчеркнуть то, что к нынешним выборам страна подошла, заметно обновив ряд важнейших элементов политической системы – внесены изменения и дополнения в Конституцию, усовершенствовано законодательство, регулирующее деятельность политических партий и общественных объединений. Все это позволило избавиться от многочисленных фейковых, существовавших на бумаге структур, либо тех из них, которые управлялись или финансировались извне.

Больше нет в Беларуси, как принято говорить, ”карманных“ партий, насчитывающих пару сотен человек, принадлежащих олигархам или находящихся на денежном довольствии у своих хозяев за пределами страны.  

Белорусские партии представляют интересы больших социальных групп (не менее 5 тыс. членов) – от рабочих и крестьян (КПБ, РПТС), до национально ориентированного бизнеса (ЛДПБ) и представителей социальной сферы (Белорусская партия ”Белая Русь“).

Партийные кандидаты представляют весь идеологический спектр, они могут и будут предлагать разные пути достижения общей цели – строительство сильной и процветающей Беларуси. Других правил игры на партийном поле страны нет и не будет.

Справочно:

Белорусская партия ”Белая Русь“ выдвинула на предстоящие выборы 3 687 кандидатов в местные Советы депутатов и 72 – в Парламент.

Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 609 человек в местные Советы депутатов и 50 – в Парламент.

Республиканская партия труда и справедливости – 420 человек в местные Советы депутатов и 21 – в Парламент.

Либерально-демократическая партия Беларуси – 209 человек в местные Советы депутатов и 63 – в Парламент.

Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ, где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь. Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и демократично на парламентской площадке.

Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными.

Справочно:

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора подписей.

В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя.

В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.

Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.

ВЫБОРЫ – ЭТО НЕ ШОУ

Быть депутатом – это не привилегия, а ответственная работа. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства.

Понимая это, белорусы делают выбор осознанно, вдумчиво, взвешивая все ”за“ и ”против“, внимательно изучая предвыборную программу кандидатов в депутаты. Такова политическая культура белорусов, подразумевающая равный содержательный обоюдовыгодный диалог между обществом и государством, а не ”гвалт и крик“, как нам пытаются навязать ”западные учителя“.

Цена ошибки слишком велика, чтобы превращать электоральную кампанию в представление или шоу на манер так называемых ”образцовых“ западных демократий. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов.

В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре–декабре 2023 г. население наиболее предпочтительными формами работы
в ходе избирательной кампании считает традиционные: встречи кандидатов с гражданами по месту жительства (34,8%) и работы или учебы (23,3%), их выступления на ТВ, по радио и в прессе (27,6%), а также теледебаты (20,5%). Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются – работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.

62,8% респондентов считают, что, в первую очередь, в предвыборной программе кандидата в депутаты должны быть отражены конкретные предложения по решению проблемных вопросов, а не обещания, лозунги или критика в адрес действующих депутатов, оппонентов либо органов власти. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания.

На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты.

По данным соцопросов, при выборе депутатов респонденты в основном руководствуются информацией об уровне компетентности кандидатов (наличие опыта руководящей деятельности – 38,6%, образование – 33,4%, сфера трудовой деятельности – 30,5%, политические взгляды – 29,8%, наличие заслуг или достижений – 25,7%, умение грамотно говорить и выступать – 25,1%), его возрасте (29,1%) и политических взглядах (29,8%).

В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов.

Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает. 

По мнению респондентов, после своего избрания депутат должен сосредоточиться на: реализации общественных инициатив и предложений (40,9%), личных приемах граждан (33,7%), осуществлении контроля принятых властью решений (29,3%), проведении встреч с избирателями (26,8%), совершенствовании правовых норм и законодательства (19,9%). Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение.

Таким образом, белорусский избиратель в своем выборе руководствуется здравым смыслом, объективными оценками и ориентацией на ”земные“ интересы.

От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую, свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений.

ВЫБОРЫ ПРОВОДИМ ДЛЯ СЕБЯ

Проводить выборы, чтобы кому-то понравиться на Западе и быть вхожим в высокие кабинеты так называемых ”хозяев мира“ – это не наш путь. За такую ”привилегию“ многие страны и народы расплачиваются своим суверенитетом.

Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной истиной – выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля.

Справочно:

Среди причин такого решения:

отсутствие у ОБСЕ единых норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного наблюдения за выборами. В результате чего наблюдаются определенные географические функциональные перекосы: неравное количество наблюдателей, которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Вены, а также традиционное доминирование представителей стран Запада в миссиях ОБСЕ;

деградация атмосферы межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая находит свое выражение в остром кризисе доверия, нарушении традиций уважительного, дипломатично-корректного диалога. Яркое проявление – введение странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций, в том числе в отношении белорусского Парламента. В ограничительные визовые списки Евросоюза включены белорусские парламентарии, что означает фактический запрет на их участие в наблюдении за выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ в странах ЕС.

В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами. Порядок направления и аккредитации наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями могут быть представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, представители иностранных государств и международных организаций.

Справочно:

По состоянию на 5 февраля 2024 г., аккредитовано 27 790 внутренних наблюдателей, из них: ЦИК, областными (Минской городской) окружными избирательными комиссиями – 726, районными, городскими, поселковыми, сельскими, участковыми – 27 064.

Для наблюдения за выборами в Республике Беларусь приглашены:

миссия СНГ, в том числе Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (86 человек);

Шанхайская организация сотрудничества (4 человека);

избирательные органы иностранных государств (6 человек).

Итого, наблюдать за выборами депутатов в Республике Беларусь будут около 96 иностранных наблюдателей (на 31 января).

Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести актуальную информацию о количестве аккредитованных наблюдателей в вашем регионе.

Вместе с тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы 25 февраля не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси.

ВАЖЕН ГОЛОС КАЖДОГО

Ключевой особенностью электоральной кампании – 2024 года является то, что проходит она на фоне серьезных для нашей страны внешнеполитических вызовов – военного конфликта в Украине и нескрываемой гибридной агрессии со стороны Запада. В таких условиях выборы – это не только формирование представительных органов власти, но еще и универсальный механизм консолидации и общественного единения белорусского народа. Это одновременно возможность, право и обязанность каждого из нас послужить делу сохранения мира на нашей земле.

Перед белорусами стоит непростая задача – строительство национальной политической системы, которая бы максимально обеспечивала и защищала ценности мира, безопасности и социальной справедливости на белорусской земле. Прийти на избирательный участок и сделать свой выбор – это не только долг и обязанность каждого из нас, но это еще и громкое ”НЕТ“ общественному противостоянию, ”майдану“ и хаосу в нашей стране. Не отдать свой голос нельзя – слишком большая ответственность за будущее лежит на каждом из нас.

Выборы в Парламент и местные Советы депутатов – это возможность участвовать в управлении страной, влиять на принимаемые решения и видеть результаты своего таланта, профессионализма и трудолюбия. Успешная, технологически развития, комфортная и уютная Беларусь не нужна никому, кроме нас самих. И строить ее такой, какой мы ее хотим видеть, тоже никто не будет за нас. Не стоит верить пустым обещаниям и надеяться на чужую помощь.

****

Несмотря на то, что нынешняя электоральная кампания проходит на фоне попыток грубого вмешательства во внутренние дела независимой Беларуси, политическая мудрость, национальное единство и желание жить в мирной стране позволят белорусам сделать правильный выбор.

Граждане приняли как руководство к действию слова Главы государства А.Г.Лукашенко: ”Мы сегодня в такой сложной ситуации, что это подобно тому, что мы идем по тонкому льду. Неосторожный шаг – и мы можем утонуть, опрокинуть государство“.

Наш конституционный строй в очередной раз проходит важное испытание. Правильный, осознанный выбор каждого гражданина определит дальнейшее устойчивое развитие суверенной Беларуси, благополучное будущее наших детей и внуков.

ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЗА 2023 ГОД

(областная тема)

За 2023 год в области зарегистрировано 892 новые коммерческие организации, в том числе 126 промышленных (за 2022 год зарегистрировано 666 новых коммерческих организаций, в том числе 186 промышленных).

В Брестской области на 1 января 2024 г. на налоговом учете состояло 9 022 микро-, малых и 296 средних организаций, 33 972 индивидуальных предпринимателя. За 2023 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет области поступило 1 130,8 млн. рублей, или 41,8% налоговых поступлений бюджета области, темп роста – 120,8%.

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в области действуют 16 центров поддержки предпринимательства (в городах Брест – 6, Барановичи – 2, Пинск – 2,  Ивацевичи – 1, Кобрин – 1, Пружаны – 1, Столин – 1, Березовском районе – 2) и 2 инкубатора малого предпринимательства (в городах Брест, Береза).

Государственная финансовая поддержка оказана 8 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 3 266 тыс. рублей и направлена на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих организацию и развитие производства импортозамещающих товаров, в частности на приобретение оборудования изделий из нержавеющей стали, метизных изделий, изделий из пластмассы и т.д.

В настоящее время ситуация на потребительском рынке Брестской области остается стабильной и управляемой. В торговых объектах обеспечен широкий ассортимент товаров, в том числе отечественного и импортного производства.

Доля отечественных товаров в структуре продаж торговых организаций за январь-сентябрь 2023 г. составила 67,0 % (по республике – 60,8 %), в том числе по продовольственным товарам – 78,4 % (77,9%), по непродовольственным товарам – 53,3 % (41,8 %), и по сравнению с аналогичным периодом 2022 года увеличилась на 0,4 п.п., в том числе по продовольственным товарам – «плюс» 0,4 п.п., по непродовольственным товарам – «плюс» 0,3 п.п.

По данным Торгового реестра Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2024 на территории Брестской области функционируют 17996 розничных торговых объектов с торговой площадью 1036,4 тыс. кв. м., из них 8175 магазинов с торговой площадью 913,1 тыс. кв. м.; 3058 объектов общественного питания на 139,2 тыс. мест. 

Норматив минимальной обеспеченности населения торговой площадью жителей Брестской области составляет 821,21 кв. метров на 1 тыс. человек при нормативе 610 кв.м., норматив минимальной обеспеченности населения местами в общедоступных объектах общественного питания составляет 46,9 мест на 1000 жителей при нормативе 42.

Объем внешней торговли товарами в январе-ноябре 2023 г. превысил 5 млрд. долл. и увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2022 г. на 0,2%. В том числе, экспорт составил 3,2 млрд. долл., или на 5,4% ниже уровня января-ноября 2022 г. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное и составило 1,3 млрд. долл.

Область по-прежнему сохраняет лидирующую позицию в республике по объемам экспорта сельхозпродукции и продуктов питания. За январь-ноябрь 2023 г. объем экспорта составил порядка 2 млрд. долл., темп роста – 95,2%. Доля в экспорте республики 28,8%.

Крупнейшие внешнеторговые партнеры области (2 970,9 млн. долл., или 91,7% от общего объема экспорта): Россия (2500,7 млн. долл., доля в экспорте – 77,2%), Китай (155,1 млн. долл., 4,8%), Казахстан (148,4 млн. долл., 4,6%).

Доля рынка Европейского Союза в январе-ноябре 2023 г. уменьшилась до 7,1% с 13,8%, при этом присутствие предприятий области на данном рынке поддерживается

Экспорт товаров в страны «дальней дуги» за январь-ноябрь 2023 г. составил 200,0 млн. долл., или 134,5% к уровню соответствующего периода 2022 года.

Экспорт услуг по области за январь-ноябрь 2023 г. составил 315,5 млн. долл., или 91,6% к уровню аналогичного периода 2022 года. Сальдо сложилось положительное в размере 139,6 млн. долл.

За 9 месяцев 2023 года не достигнуто выполнение целевого показателя по снижению уровня затрат – «плюс» 1,4% при задании «минус» 1,4%.

Рост затрат связан с увеличением к январю-сентябрю 2022 г. фактических закупочных цен на сырье и компоненты.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2023 году в области составила 1 675,5 руб., увеличилась к 2022 году на 18,9%, реальная на 13,1%.

В бюджетных организациях области заработная плата в 2023 году составила 1 368 руб. и увеличилась 2022 году на 16,4%, реальная – на 10,8%.

По итогам 2023 года по Брестской области ожидаются следующие объемы строительства жилья.

Общий ввод жилья за счет всех источников финансирования
по области в объеме 661,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов или 101,8% от годового задания, в том числе 235,0 тыс. кв. метров для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с государственной поддержкой или 88,7% от годового задания. Индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 368,36 тыс. кв. метров, что составило 55% в общем объеме ввода жилья по области.

В Брестской области все многоквартирные жилые дома проектируются и строятся с классом энергоэффективности не ниже В.

За январь-ноябрь 2023 г. объем подрядных работ увеличился
на 269,9 млн. рублей и составил 1 649,6 млн. рублей, темп роста – 108,7%, при задании – 112,2%.

Положительная динамика роста объемов подрядных работ
к уровню 2022 года обеспечивается в том числе за счет опережающих темпов роста по выполнению капитальных и текущих ремонтов 
(за январь-ноябрь 2023 г. – 120,2%).

Обеспечение полной загрузки подрядных организаций
способствовало повышению эффективности их деятельности –
по итогам работы за январь-октябрь 2023 г. все основные финансово-экономические показатели по вэд «строительство» сложились выше аналогичного периода 2022 г.

Количество убыточных строительных организаций Брестской области по сравнению с аналогичным периодом 2022 года  сократилось
в 2,2 раза и составило 13 единиц или 11,5% к их общему числу
(на 01.11.2022 – 29 ед. и 25,7% соответственно).

Среднесписочной численности работников по вэд «строительство» за январь-ноябрь 2023 г. составила 15,4 тыс. человек, темп роста – 94,2%.

Уровень оплаты туда в строительных организациях выше среднеобластного показателя на 97,3 рублей – так за январь-ноябрь 2023 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата выросла на 346,1 рублей и составила 1 741,6 рубль, темп роста – 124,8%.

В целях сохранения положительной динамики роста финансов-экономических показателей работы перед строительными организациями на 2024 год поставлены задачи по обеспечению полной загрузки мощностей, в том числе по поиску объемов работ за пределами области, повышение эффективности их деятельности, обеспечение увеличения оплаты труда в строительстве в строгой взаимоувязке с ростом производительности труда, сохранение кадрового потенциала строительных организаций.

В промышленном секторе за 2023 год рост объемов производства (ИФО) составил 103,2% при задании на 2023 год 101,4%. Прирост обеспечен в 3 секциях из 4, в т.ч. в горнодобывающей промышленности темп роста составил 112,8%, в обрабатывающей – 104,0%, в водоснабжении, сборе и удалении отходов – 100,1%.

Снижение объемов производства в снабжении электроэнергией, газом, теплом (темп роста 90,7%, за счет ввода в эксплуатацию РУП «Белорусская атомная электростанция») удалось компенсировать приростом на 11,6% в валообразующей для области отрасли – пищевой, в первую очередь благодаря лидерам отрасли: ОАО «Савушкин продукт» (прирост на 10,7%), ОАО «Брестский мясокомбинат» (9,9%), ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» (7,9%), СП «Санта-Бремор» ООО (25,3%), ООО «АгроПродукт» (14,9%).

Фактически с начала пятилетки отрицательное влияние на общий результат в промышленности оказывает энергетика, сократив объемы практически на 30% (10% в ИФО).

Падение объемов на протяжении последних трех лет также отмечается на ОАО «558 авиационный ремонтный завод» – на 40%. (2021 год темп роста 103,6%; 2022 – 87,8%; 2023 – 63,6%).

При этом рост объемов производства обеспечен в легкой промышленности – 103,3%, производства машин и оборудования – 107,7%, производства вычислительной, электронной и оптической аппаратуры – 100,1%; производства резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов – 107,3%, металлургического производства – 116,0%, производства кокса и продуктов нефтепереработки – 170,1%.

На 2024 год задача в промышленности – рост производства на 3,3%.

Также ожидается улучшение ситуации на ОАО «558 авиационный ремонтный завод» (ИФО 167%). Планируется дальнейший рост в организациях мясомолочной отрасли и резидентов СЭЗ «Брест».

На 1 января 2024 г. общая стоимость запасов готовой продукции на складах предприятий Брестской области составила 1243,2 млн. рублей, или 89,7% к среднемесячному объему производства, в том числе: в организациях республиканского подчинения 582,6 млн. руб., или 153,8%, местного – 206,4 млн. руб., или 38,6% и без ведомственного подчинения – 454,1 млн. руб., или 96%.

За 2023 год удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций обрабатывающей промышленности в целом по области составил 9,6%.

В СЭЗ «Брест» зарегистрировано 39 предприятий-резидентов основного круга без ведомственной подчиненности, из них выпуск инновационной продукции осуществляют 18 предприятий-резидентов (46,2%).

По итогам 2023 года произведено импортозамещающей продукции на сумму 995,4 млн. долл. США, что составляет 101,9 % от запланированного объема производства на 2023 год.

В экономике Брестской области значительная роль принадлежит агропромышленному комплексу.

На протяжение многих лет Брестская область сохраняет лидерские позиции в республике по темпам роста валовой продукции сельского хозяйства, продуктивности скота, товарности и качеству молока, экспорту продуктов питания.

В целом по области в сельскохозяйственном производстве занято свыше 46 тыс. человек, перерабатывающей промышленности – более 15 тыс. человек.

Среднемесячная зарплата в сельскохозяйственных организациях области выросла на 25% до 1627 рублей, на перерабатывающих предприятиях – на 12% до 2200 рублей.

По производству абсолютного большинства видов сельскохозяйственной продукции на душу населения Брестская область превосходит средний показатель по республике.

Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией по всем видам продукции превышает 100%. Так, в 2022 году в области на душу населения произведено 168 кг мяса при потреблении 98 кг мяса и мясопродуктов, 1537 кг молока при потреблении 238 кг молока и молочных продуктов, 438 штук яиц (265 штук), 1187 кг зерна, 589 кг картофеля (161 кг), 527 кг овощей (174 кг).

Брестская область производит пятую часть валовой продукции сельского хозяйства республики.

В свою очередь уровень сельскохозяйственного производства во многом определяет развитие других отраслей, так как в качестве сырья используется практически вся производимая животноводческая и более половины растениеводческой продукции.

Около 80% валовой продукции сельского хозяйства производятся в сельхозорганизациях, в пользовании которых находится 1,2 млн. га сельхозугодий или 88% от их общего наличия. Еще почти 6% – в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Область в лидерах по производству валовой продукции сельского хозяйства в республике. С начала пятилетки (2021-2023 годы) темп роста в хозяйствах всех категорий составил 109,1% (по республике – 100,3%).

За 2023 год темп роста валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств области составил 103,9% (по республике - 101,1%), в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах – 106,5% (по республике – 102,2%).

По итогам работы за 2023 год по основным показателям животноводства обеспечен рост:

- производство молока выросло 8,9%, в 2023 году впервые преодолели рубеж в 2 млн. тонн молока,

- выращивание скота и птицы – на 2,7% до 329 тыс. тонн,

- производство яиц – на 8,7% до 525 млн. штук.

Область на протяжение многих лет занимает лидирующие позиции по производительности скота:

- на первом месте в республике по среднему удою молока на корову (удой составил 7268 кг, по республике – 5862 кг);

- на первом месте по среднесуточным привесам свиней (741 г, по республике – 662 г);

- на втором месте – по среднесуточным привесам крупного рогатого скота (704 г, по республике – 617 г).

Планомерно проводимая работа по модернизации ферм позволила в настоящее время перевести на современные технологии 87% поголовья коров.

В растениеводстве в 2023 году также по всем основным культурам обеспечен рост объемов производства: зерна намолотили 1,6 млн. тонн (101,6% к уровню 2022 г.), рапса – 203 тыс. тонн (111,2%), сахарной свеклы – 1018 тыс. тонн (102,6%), овощей – 258 тыс. тонн (103,2%).

Постоянно ведется модернизация производства. Так, в 2023 году:

- велось строительство 134 животноводческих объектов, построено (реконструировано) и введено в эксплуатацию 40 МТФ,

- в полном объеме введен в эксплуатацию свинокомплекс в Пинском районе,

- построено (реконструировано) 144 сенажно-силосных траншеи,

- введено в эксплуатацию 6 зерноочистительно-сушильных комплексов,

- приобретено более двух тысяч (2250) единиц техники и оборудования, в том числе 203 зерноуборочных и 37 кормоуборочных комбайнов, 77 энергонасыщенных тракторов.

Среди крупных сельхозорганизаций с площадью земель более 20 тысяч гектаров можно выделить «Беловежский» Каменецкого района, птицефабрику «Дружба» Барановичского, «Городец-Агро» Кобринского, «Ружаны-Агро» Пружанского районов.

После присоединения к ОАО «Беловежский» ОАО «Отечество» Пружанского района общая земельная площадь хозяйства составила 43,3 тыс. га, в том числе сельхозугодий – 38 тыс. га. Это почти как Жабинковский или Ганцевичский район в целом.

Лидирующие позиции и у перерабатывающих предприятий области.

Мощности молокозаводов позволяют перерабатывать в год до 2,6 млн. тонн молока, мясокомбинатов – до 180 тыс. тонн скота.

Основным направлением развития молочной отрасли было и остается наращивание объемов производства сыров полутвердых, улучшение их качества и расширение ассортимента. Проведена модернизация сыродельного производства практически на всех предприятиях, что позволило нарастить производственные мощности по производству сыров до 134 тонн в смену.

В течение ряда последних лет созданы современные производства по переработке молока, мяса, плодоовощной и алкогольной, хлебопекарной продукции. Предприятиями ведется постоянная работа по обновлению и расширению ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения прогрессивных технологий, применения новых технологических приемов обработки сырья, способов упаковки и упаковочных материалов, изменения технологических режимов производства с учетом мировых тенденций.

В 2023 году производство масла выросло на 20,0% до 36,0 тыс. тонн, цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) – на 12,2% до 654,8 тыс. тонн, сыров – на 3,3% до 114,5 тыс. тонн, мяса и субпродуктов – на 11,5% до 93,4 тыс. тонн, колбасных изделий – на 19,8% до 117,0 тыс. тонн.

Ассортимент цельномолочной продукции насчитывает более 200, сыров – около 100 наименований.

Крупнейшим производителем молочной продукции в области является «Савушкин продукт», основные мощности которого расположены в Бресте, но также имеются производственные площадки в Березе, Иваново, Барановичах, Пинске, Столине.

Более 80% колбасных изделий, реализуемых на экспорт мясокомбинатами области, приходится на долю ОАО «Брестский мясокомбинат».

Ляховичским консервным заводом выпускается ежегодно 100-120 наименований продукции, в том числе для питания детей дошкольного и школьного возраста (томаты, огурцы, соки, нектары).

Хлебозаводами производится более 500 наименований хлебобулочных изделий.

Область традиционно занимает лидирующую позицию в республике по объемам экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Производя четверть республиканского объема продукции животноводства, область обеспечивает 30% экспорта молочных и мясных продуктов.

Всего на экспорт поставляется более 75% произведенной молочной и 40% мясной продукции, в том числе более 60% производимого масла, около 70% сыра полутвердого, порядка 30% цельномолочной продукции, около 30% колбасных изделий.

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(январь 2024 г.)

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

(областная тема)

 

В 2023 году продолжено выполнение Регионального комплекса мероприятий по реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы (далее – Госпрограмма) и утвержденного решением Брестского областного Совета депутатов 24 мая 2021 года № 256.

Анализ имеющихся демографических показателей за январь-ноябрь 2023 года свидетельствует о снижении показателя смертности населения на 11,3% до 12,4‰ (январь-ноябрь 2022 г. – 13,9‰). Число умерших от всех причин снизилось на 2 003 человека, с 16 875 до 14 872.

Естественная убыль населения сократилась до 4 796 человек или 4,0‰ (январь-ноябрь 2022 г. – 6 152 человека или 5,1‰, за январь-ноябрь 2021 г. – 11 904 человека или 9,7‰, январь-ноябрь 2020 г.  – 6 437 человек или 5,2‰, январь-ноябрь 2019 г. – 2 618 человек или 2,1‰, январь-ноябрь 2018 г. – 1 842 человека или 1,5‰).

Число родившихся в 2023 году снизилось с 10 723 до 10 076 (на 647 детей или на 6%). Показатель рождаемости составил – 8,4‰ (январь-ноябрь 2022 г. – 8,9‰), что выше среднереспубликанского показателя за   6 мес. 2023 г. – 7, 1‰.

Среди лиц трудоспособного возраста отмечено снижение   количества смертей на 308 случаев или на 8,6%, с 3 574 до 3 266 человек.

Показатель смертности среди трудоспособных сократился и составил 4,8‰ (январь-ноябрь 2022 – 5,2‰, январь-ноябрь 2021 – 6,2‰, январь- ноябрь 2020 г. – 4,9‰, январь-ноябрь 2019 г. – 4,3‰).

Удельный вес случаев смерти этой категории населения в возрастной структуре возрос до 22% (январь-ноябрь 2022 г. – 21,2%).

За январь - ноябрь 2023 умер 21 ребенок в возрасте до года, показатель младенческой смертности составил 2,02‰, что на 21,4% ниже, чем за аналогичный период 2022 года, когда умерло 29 детей и зафиксирована младенческая смертность на уровне 2,57‰.

В возрасте 0-17 лет количество умерших детей снизилось с 58 до 54, детская смертность составила 20,57 на 100 000 (за январь-ноябрь 2022 г. показатель составлял 21,89 просантимилле).

Охват населения работой команд врачей общей практики (далее – ВОП) планировался не менее 75%, по результатам работы за 9 месяцев 2023 года охват составил 95,5%.

В Брестской области во внедрении пилотного проекта «Заботливая поликлиника» участвует 3 организации здравоохранения: УЗ «Барановичская центральная поликлиника», УЗ «Брестская городская поликлиника № 2» и поликлиника УЗ «Брестская городская больница       № 2».  

Проблемными вопросами в реализации проекта «Заботливая поликлиника» является необходимость проведения ремонтно-строительных работ в учреждениях здравоохранения для перепланировки, в том числе строительства новых и модернизации существующих локальных вычислительных сетей (сети имеют плохо организованную структуру, оснащены устаревшим коммуникационным оборудованием, что вызывает нестабильную работу сети при высоких нагрузках).

Дополнительно проект «Заботливая поликлиника» реализован в г. Бресте на базе введенного в эксплуатацию в декабре 2021 г. медицинского комплекса, который включает в себя взрослую поликлинику                   (УЗ «Брестская городская поликлиника № 5») на 500 посещений в смену с отделением дневного пребывания на 25 коек; женскую консультацию на 190 посещений в смену и детскую поликлинику (УЗ «Брестская городская детская поликлиника № 3») на 600 посещений в смену, централизованную лабораторию.

В настоящее время из-за недостаточного финансирования внедрение проекта «Заботливая поликлиника» в определенных ранее учреждениях здравоохранения приостановлено.

В Брестской области в областных и межрайонных центрах выросли объемы высокотехнологичной кардиохирургической помощи. За истекший период выполнено 2577 высокотехнологичных и сложных кардиохирургических операций (2022 г. – 2390). Количество интервенционных чрескожных вмешательств на артериях сердца составило 1721 операции или 1308,3 на 1 млн. населения, при контрольном показателе 979,8 на 1 млн. нас. По поводу имплантаций электрокардиостимуляторов и других устройств выполнено 354 оперативных вмешательства или 269,1 на 1 млн. населения, при контрольном показателе 269,0 на 1 млн. нас.

Всего при нарушениях ритма выполнено 395 вмешательств (2022 г. – 378), из них радиочастотных абляций (РЧА) – 31 (2022 г. – 31).

Количество оперативных вмешательств на сердце (АКШ, МКШ) несколько снизилось в сравнении с прошлым годом со 131 до 116 операций (при плане 150 на год); число клапанных коррекций составило 61 (2022 г. – 40), при годовом плане 80. Контрольный уровень по клапанным коррекциям достигнут, несмотря на перебои в поставках расходных материалов (с марта по июнь отсутствовала полная линейка протезов). 

Неврологической службой проводится комплекс мероприятий по профилактике цереброваскулярных болезней, формированию потребности в здоровом образе жизни, контролю за динамическим диспансерным наблюдением пациентов с цереброваскулярными болезнями.      

В рамках выполнения мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы в области проводится скрининг рака молочной железы, предстательной железы, колоректального рака и рака шейки матки.

За 9 месяцев 2023 года при выполнении скрининговой маммографии почти 9 000 женщин, рак молочной железы выявлен у 38, в т.ч. у 35 на ранней стадии.

В рамках скрининга рака предстательной железы за 9 месяцев 2023 года прошли тест на ПСА 8327 пациентов, рак предстательной железы выявлен у 44 пациентов, у 43 при этом на ранних стадиях.

За 9 месяцев 2023 года проведено 514 скрининговых колоноскопий, колоректальный рак выявлен в 2 случаях, оба в ранней стадии.

Скрининг рака шейки матки проводится в УЗ «Пинская центральная поликлиника» путем тестирования на вирус папилломы человека высокого канцерогенного риска. За 9 месяцев 2023 года обследовано 3134 женщины. У 98 женщин получен положительный ВПЧ-тест, выявлено 7 случаев рака шейки матки, все на ранней стадии.

Всего за 9 месяцев в скрининговых мероприятиях по раку молочной железы, раку предстательной железы, колоректальному раку и раку шейки матки приняло участие почти 21 тысяча человек - 46% от подлежащих на 2023 год и 58,6% от подлежащих на 9 месяцев 2023 года, выявлен 91 случай рака, в 95 % случаев на ранних стадиях.

В рамках реализации мероприятий по ранней диагностике опухолей головы и шеи в области за 9 месяцев 2023 года прошли осмотр почти 400 тысяч человек (90% от подлежащих).

По результатам осмотра у 3189 пациентов выявлено подозрение на наличие новообразований головы и шеи, 76,5% прошли дообследование. Выявлено 195 случаев рака головы и шеи, в т.ч. 88 в ранней стадии (45,1%). 

Предложения в организацию и совершенствование нормативно-правовой и методической базы системы медицинской аккредитации представляются в Министерство здравоохранения Республики Беларусь по соответствующим запросам.

В пилотном проекте по переходу к системе финансирования на основе клинико-затратных групп учреждения здравоохранения Брестской области будут работать с 01.01.2024.

         По состоянию на 01.12.2023 к системе АИС «Электронный рецепт» подключены 78 организаций. К республиканской системе телемедицинского консультирования подключены 38 организаций.

В текущем году реализуемый в рамках профилактической работы комплекс превентивных мер в области позволил нормализовать ситуацию по большинству инфекционных заболеваний, в том числе и по гриппу. В результате обеспечена стабилизация показателей инфекционной и паразитарной заболеваемости. Возобновлены мероприятия по плановой вакцинации населения.

В 2023 году проекты «Здоровый город (поселок)» реализуются на 27 территориях области. В Проекте задействованы: 16 городов, 1 район, 4 поселка, 5 агрогородков и 1 сельский совет. В 3 квартале 2023 года список расширен за счет проекта «Жеребковичи – здоровый агрогородок» Ляховичского района (решение Ляховичского РИК №1133 от 05.09.2023).

Наиболее успешно проект «Здоровый город (поселок)» по основным направлениям реализуется в городах Пинск, Ивацевичи, Брест, Барановичи, Пружаны, Дрогичин, Лунинец, Ляховичи, Иваново, Столин, в Кобринском районе; в Чернавчицком сельском Совете, в а/г. Оснежицы (Пинский р-н), г.п. Городище (Барановичский р-н), а/г Мотоль (Ивановский район), г. Микашевичи (Лунинецкий район), пос. Речица (Столинский район).

В целом по области информационно-образовательный проект «Школа – территория здоровья» реализуется на базе 462 (97,9%) учреждений общего среднего образования из 472, который охватывает 170 694 учеников из 173 485 (98,4%).

В области реализуются 7 областных профилактических проектов:     4 на базе учреждений общего среднего образования («Мой выбор – жить с позитивом!», «Правильная осанка – залог здоровья!», «Школьное питание – здоровое и рациональное!», «Мы - за здоровый и безопасный отдых!»). 1 проект в ССУЗах и УПО «В защиту жизни!».

2 проекта на предприятиях («Здоровое сердце – залог успеха!» и «Предотврати болезнь – выбери жизнь!»).

Реализуются 2 проекта на базе Брестского областного ЦГЭиОЗ:

«Центр наглядной профилактики» по профилактике потребления ПАВ для учащихся УО области; областная олимпиада по ЗОЖ (21 апреля 2023 года).

Реализуются 2 республиканских проекта: «Школа – территория здоровья», «Здоровые города и поселки».

В рамках реализации межведомственного профилактического проекта «Здоровое сердце – залог успеха!» для работников организаций и предприятий Брестской области за истекший период  2023 года проведены 432 мероприятия, в которых приняли участие 63904 человек. Определен уровень артериального давления (АД) 62203 участникам мероприятий. Выявлено 11 908 человек (19,1%) с повышенным АД, из них 1306 - с впервые выявленным.  Оказана неотложная помощь 1 321 участнику мероприятий.

Всего специалистами проведено 13259 консультаций, в том числе кардиологом – 1937, терапевтом – 10183, офтальмологом – 1920 и неврологом – 2173. Проведены диагностические исследования: ЭКГ - 30252, определение показателей липидного обмена – 9727, УЗИ сердца – 1458, а также 18890 определений уровня глюкозы в крови и гликированного гемоглобина. По результатам консультативно-диагностической работы 1 464 человека или 2,3% от участников мероприятий направлены для дальнейшего обследования.

Наличие необходимых лекарственных средств и контроль за необоснованным ростом цен на них.

Состояние лекарственного обеспечения находится на постоянном контроле у руководства предприятия. На Брестском областном аптечном складе и в аптеках области имеются в наличии лекарственные препараты в пределах всех фармакотерапевтических групп, что позволяет обеспечивать лечебный процесс в необходимом объеме. Неснижаемый запас составляет 2-3-х месячную потребность, по   отдельным позициям  до 12 месяцев.  Ассортимент лекарственных препаратов в сети поддерживается на протяжении года на уровне   4 000 наименований, в том числе отечественного производства - 1800 наименований. Одномоментно в обороте находится 7,0 - 8,0 млн. упаковок лекарственных средств, в том числе около 5,0 млн. упаковок отечественного производства (65% - 70%) и около 2,5 млн. упаковок импортного производства (30% - 35%).

Вопросы ценообразования на лекарственные средства находятся на постоянном контроле в органах государственного управления, а также непосредственно у руководителя предприятия.

Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь проводятся мониторинги цен на лекарственные средства в аптеках государственной и негосударственной формы собственности.

В Брестском РУП «Фармация» цены формируются  централизованно. Аптеки предприятия получают лекарственные препараты с Брестского областного аптечного склада со  сформированными  розничными ценами.

В Республике Беларусь лекарственные средства относятся к группе товаров, в отношении которых действует единый порядок формирования цен, установленный для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих фармацевтическую деятельность, Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 года № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее – Указ 366).

Согласно Указу № 366 формирование розничных цен на лекарственные средства осуществляется путем применения дифференцированных надбавок (размер которых не должен превышать установленного Указом № 366 предельного уровня) к расчетной отпускной  цене первого импортера. Расчетная отпускная цена на импортные лекарственные средства формируется исходя из контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, с учетом таможенных платежей, транспортных расходов, налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством. Значительное влияние на цену импортного лекарственного средства оказывает контрактная цена производителя, изменение курса белорусского рубля по отношению к курсу иностранных валют.

         При формировании цен на лекарственные препараты, которые включены в перечень, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 года № 776 «О регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства»   (с учетом изменений и дополнений) учитываются зарегистрированные предельные отпускные цены производителей лекарственных препаратов.

Действующая ценовая политика предприятия предусматривает меры по снижению ценовой нагрузки в розничном звене. Так, при формировании розничных цен не применяются максимально разрешенные торговые надбавки. Также, в аптеках предприятия реализуются скидочные программы для населения.

Top
Шаблон скачали с сайта JooMix.org