СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ БРЕСТЧИНЫ, ЗАЩИТЕ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ
РОЛЬ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ БРЕСТЧИНЫ, ЗАЩИТЕ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ
(областная тема)
Деятельность профсоюзов Брестской области направлена на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, сохранение и увеличение профсоюзного членства и числа первичных профсоюзных организаций, на их финансовое укрепление, совершенствование и повышение качества работы профсоюзных кадров и актива, сохранение здоровья и жизни людей.
По состоянию на 1 января 2024 года в области действует 15 отраслевых профсоюзов, входящих в ФПБ, в том числе 13 профсоюзов, которые имеют руководящие областные органы.
В области работают 15 районных и 4 городских объединения профсоюзов, которые являются структурой ФПБ.
Численность профсоюзного членства на 1 января 2024 года составляет более 436 тыс. человек.
Охват профсоюзным членством по области составляет 91,1% (в 2022 году – 91,5%).
По состоянию на 01.01.2024 в области действует 3517 первичных профсоюзных организаций, 2867 (или 81,5 %) охвачены коллективно-договорными отношениями. Всего за 2023 год были созданы 180 первичных профсоюзных организаций. Действует 2785 коллективных договоров.
В течение 2023 года было заключено значительное количество коллективных договоров – 104. К сведению: в 2020 году было заключено 58 колдоговоров, 2021 – 78, 2022 – 65.
Социальное партнерство
Одним из ключевых моментов в работе профсоюзов является развитие социального партнерства - в соответствии со ст. 352 Трудового Кодекса Республики Беларусь это форма взаимодействия органов госуправления, объединений нанимателей, профсоюзов, уполномоченных представлять интересы субъектов социального партнерства при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.
Постоянно действующими органами системы социального партнерства являются советы по трудовым и социальным вопросам.
В Брестской области координацию работы социальных партнеров в сфере социально-трудовых отношений осуществляют 56 советов по трудовым и социальным вопросам, в том числе 20 местных и 36 отраслевых.
Основными инструментами взаимодействия социальных партнеров служат соглашения и коллективные договоры, в первую очередь Областное соглашение между Брестским областным исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов, которое само "является основой для коллективных переговоров, отраслевых и местных соглашений, заключаемых на уровне городов (районов) области, коллективных договоров в организациях". Положения и гарантии, включенные в областное Соглашение, являются обязательными для всех организаций, обособленных структурных подразделений организаций, расположенных на территории Брестской области, минимальными и не могут быть изменены в коллективных договорах в сторону снижения социальной, правовой и экономической защищенности работников.
При всей широте направлений, которые сегодня ведут профсоюзные органы, главными были и остаются вопросы занятости, заработной платы и социальной поддержки членов профсоюза. И данные проблемные вопросы в первую очередь и решаются при активном участии сторон социального партнерства.
Дают свои плоды совместные усилия социальных партнеров в решении вопроса занятости. Ситуация на рынке труда остается полностью управляемой.
Число организаций, находящихся в режиме неполной занятости находится на низком уровне. В данном режиме находилось в текущем году от 7 до 12 организаций ежемесячно. Число работников находящихся в режиме неполной занятости постоянно уменьшается. К примеру, в период с 13 ноября по 15 декабря месяца 2023 года оно составило всего лишь 814 человек, в том числе 529 человек – в режиме простоя, а в режиме неполной занятости – 115 человек.
Осуществлялся контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы и правильностью ее начисления, своевременностью выплаты отпускных и расчетов при увольнении. При осуществлении общественного контроля выявлялись единичные случаи несвоевременной выплаты заработной платы работникам.
В течение 2023 года факты несвоевременной выплаты заработной платы были выявлены всего лишь в 7 организациях, в том числе на протяжении всего периода в ООО «Завод коммунальной техники» г. Дрогичина.
Правовая работа
Эту работу проводят 14 правовых (главных правовых) инспекторов труда областного объединения профсоюзов, областных организаций отраслевых профсоюзов, руководители профсоюзных организаций всех уровней, и «общественники» – правовые инспекторы труда в регионах по направлениям.
В 2023 году профсоюзными юристами проведено 648 мероприятий по осуществлению общественного контроля в отношении 641 организации (в том числе в 22, где нет профсоюзов), выявлено 2977 нарушений трудового законодательства, практически все они устранены нанимателями.
Кроме того, руководителями профсоюзных структур всех уровней в 2023 году проведено без малого 39 тысяч мероприятий по общественному контролю и выявлено 578 нарушений.
Общими усилиями работникам за отчетный период возвращено без малого более 1 миллиона рублей, незаконно удержанных или невыплаченных нанимателями, из них юристами – 790 тысяч.
Указанная сумма сложилась в связи с задержкой выплаты заработной платы, оплатой за сверхурочную работу, перерасчетом среднего заработка за время нахождения в командировке, невыплаченных мер стимулирования труда работникам, с которыми заключен контракт, доплаты до уровня минимальной заработной платы, за работу в ночное время и т.д. Особую озабоченность вызывают ситуации, связанные с невыплатой денежных сумм, предусмотренных нормами коллективных договоров.
В Брестской области традиционно уделяется особое внимание вопросам обучения кадров и актива, консультированию граждан в соответствии с требованиями Федерации профсоюзов Беларуси и нормами действующего законодательства.
Правовое информирование в устной форме:
осуществляется в ходе проведения Республиканского профсоюзного правового приема граждан, а также во взаимодействии с информационными группами, созданными в органах власти и управления, с «Белорусским обществом «Знание», с Международным университетом МИТСО, путем организации и участия в диалоговых площадках, в ходе проведения лекций, семинаров, круглых столов с профактивом и специалистами организаций. Юристами, руководителями профсоюзных организаций всех уровней проведено 1190 различных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности работников как в г. Бресте, так и в регионах.
С 2021 года в Брестском областном исполнительном комитете сформирована Брестская областная группа по правовому просвещению, в которую также включены представители профсоюзов. В течение 2023 года профсоюзные активисты регулярно принимали участие в работе таких приемов.
В отчетном периоде проведено 277 приемов в ходе проведения Республиканского профсоюзного правового приема граждан. В каждом райгоробъединении профсоюзов ежемесячно проходит 2 приема, один из которых на территории одной из организаций. В 2023 году юристам поступило 716 вопросов (2022 – 483) от 697 человек (2022 – 461). Проблемы были в первом полугодии, когда приемы были проведены не во всех районах. Причины недоработки были изучены, обсуждены, сделаны выводы и по итогам года нам удалось изменить ситуацию, что видно по ранее названным цифрам.
За отчетный период профсоюзными юристами прочитано 158 лекций в ходе объявляемых ФПБ дней правового просвещения и правовой культуры в трудовых коллективах, где обучено 4070 человек. Эти мероприятия, проводимые практически «на рабочих местах» были востребованы.
Все мероприятия проводились с участием профсоюзного актива, прокуроров, представителей региональных средств массовой информации.
Правовое консультирование в устной форме:
За 2023 год работникам дано 14222 устных консультаций. Юристами – 3956;
Председателями районных, городских объединений профсоюзов, профсоюзными инспекторами труда – 1456;
Председателями первичных профсоюзных организаций, районных, городских организаций отраслевых профсоюзов – 8810.
Широко используем средства массовой информации, Интернет- ресурсы. Работа ведется напрямую с гражданами в режиме онлайн через портал ФПБ 1 проф.бай, рубрики «Вопрос-Ответ» на сайтах областных организации отраслевых профсоюзов, рай-,горобъединений профсоюзов, мессенджерах и социальных сетях.
Во исполнение Соглашения между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о взаимодействии в сфере защиты конституционных прав и гарантий трудящихся нами продолжено ежеквартальное проведение прямых линий с читателями газеты «ЗАРЯ», по актуальным вопросам законодательства о труде, охране труда, оплаты труда с участием председателя областного объединения профсоюзов и заместителя прокурора Брестской области. Ответы на вопросы читателей публикуются на страницах газеты, на сайте газеты.
Правовое просвещение в форме оказания юридической помощи.
Эту работу в Брестской области осуществляет профсоюзная юридическая служба, которая состоит правовой инспекции областного объединения профсоюзов и правовых инспекций областных организаций отраслевых профсоюзов. Функции координации ее деятельности на территории области возложены на областное объединение профсоюзов.
В 2023 году профсоюзными юристами составлено 78 процессуальных документов, из них 45 – в судебные органы, 8 заявлений в комиссии по трудовым спорам, 25 – иных документов. Вступили в силу 11 решений судов, вынесенных в пользу работников, в рассмотрении которых принимали участие профсоюзы. Без обращения в суд разрешено 28 трудовых споров.
Работникам возвращено 32335,5 рублей, незаконно удержанных или невыплаченных нанимателями через решения судов на основании подготовленных нами документов.
Вместе с тем, юристы прилагают максимум усилий, чтобы решать спорные вопросы не доводя дело до разбирательств в суде. Без судебных разбирательств 28 споров решены в пользу работников.
Нормотворчество
Реализуя последовательную политику по усилению позиций профсоюзов, повышению их авторитета и влияния в жизни страны, Федерация профсоюзов Беларуси активно участвует в нормотворческом процессе. Постоянно запрашивает и учитывает мнения с мест по вопросам совершенствования действующего законодательства в различных сферах.
В 2023 году специалистами Брестского областного объединения профсоюзов по поручению ФПБ рассмотрено более 66 проектов различных нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы работников, в большинство из которых были внесены предложения и замечания.
Многие предложения профсоюзных юристов, ранее направленных в ФПБ, были включены в новую редакцию Трудового кодекса, налогового кодекса и других документов нормативного характера.
В рамках социального партнерства органы исполнительной власти и местного самоуправления направляют профсоюзам проекты нормативных правовых актов, подлежащих обязательной юридической экспертизе для последующей регистрации в Национальном реестре правовых актов, с целью внесения замечаний и предложений. В 2023 году Брестский облисполком принял 44 таких решения, из которых лишь 6 затрагивали социально-экономические права и интересы граждан, и были направлены в областное объединение профсоюзов для изучения и предложений. Брестским областным советом депутатов решения, которые затрагивали бы трудовые и социально- экономические права граждан.
Председатели городских и районных объединений профсоюзов объединений профсоюзов проводят эту работу на региональном уровне: ими изучено и завизировано 563 проекта решений, принятых горрайисполкомами и 83 проекта решений горрайсоветов Брестской области.
В ряде случаев ими вносились предложения, учтенные в последующем разработчиками. В частности, в качестве одного из критериев оценки участников смотров-конкурсов включено наличие профсоюзной организации.
Охрана труда
Вся работа профсоюзов в области охраны труда направлена на профилактику производственного травматизма.
Эту работу в области осуществляют 15 штатных технических инспекторов труда, более 1,5 тысяч общественных комиссий по охране труда, более 10 тысяч общественных инспекторов по охране труда, 16 профсоюзных инспекторов по охране труда. Из общего числа профсоюзных инспекторов по охране труда 5 профсоюзных инспектора являются неработающими пенсионерами.
За 2023 год техническими инспекторами проведены 172 плановых проверки и 903 мониторинга (в 2022 году – 167 и 892 соответственно). В результате проведенных проверок и мониторингов техническими инспекторами труда было выдано нанимателям 170 представлений, 859 рекомендаций на устранение 7974 (в 2022 году – 7937) выявленных нарушений, 46 справок, приостановлена эксплуатация 162 единиц машин, оборудования, механизмов (в 2022 году – 188).
32 проверки и 26 мониторингов было осуществлено на 58 предприятиях, где не созданы первичные профсоюзные организации, по результатам их выдано нанимателям 32 представления, 26 рекомендаций на устранение 1047 выявленных нарушений.
Среднее количество нарушений на предприятиях, где есть профсоюз, составляет 7,8, а там, где не создан профсоюз – 18,00 нарушений, что больше чем в 2 раза.
Общественными инспекторами по охране труда ежегодно проводят более 46 тыс. мониторингов, выдается более 24 тыс. рекомендаций на устранение более 45 тыс. выявленных нарушений.
В 2023 году в Брестской области продолжили работу 2 рейдовые группы технической инспекции труда ФПБ.
Рейдовые группы посетили все районы области, а также города Брест, Барановичи, Пинск.
Были охвачены мониторингом 227 (в 2022 – 205) организаций. По результатам работы рейдовых групп техническими инспекторами труда было выдано 211 рекомендаций на устранение 1508 (в 2022 году – 1545) нарушений, 16 справок, приостановлена эксплуатация 55 (в 2022 году – 52) единиц оборудования, инструмента, как не соответствующих требованиям безопасности.
В 2023 году постоянно проводилась целенаправленная работа по выполнению требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», направленной на повышение эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, укрепления трудовой и производственной дисциплины и снижения травматизма на производстве.
Изучались вопросы состояния трудовой и производственно-технологической дисциплины, контроля за организацией и порядком проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, а также соответствием технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения. На особом контроле у технических инспекторов труда и проведение освидетельствований на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих в организациях. Надо отметить, что в большинстве организаций этот вопрос решен, там, где есть недоработки, технические инспекторы труда в своих рекомендациях и представлениях выдавали требования об обязательном проведении предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, а также освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих.
Так, например, в Филиале «Барановичский комбинат железобетонных конструкций» ОАО «Кричевцементношифер» рекомендовано завести журнал проведения контроля состояния водителей в соответствии требованиям законодательства об охране труда.
Профсоюзы организуют обучение общественных инспекторов по охране труда. Наниматели обеспечивают условия для обязательного регулярного участия общественных инспекторов по охране труда в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также в осуществлении контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в порядке, определённом законодательством. Материально поощряют работников, оказывающих содействие и сотрудничающих с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
Плановое обучение общественных инспекторов по охране труда проводит Брестский учебно-методический отдел Республиканского учебно-методического центра профсоюзов Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО».
В 2023 году учебно-методическим центром обучено всего 330 общественных инспекторов по охране труда (в том числе и по видеосвязи) (в 2022 – 447). Обучение общественных инспекторов по охране труда проводили и областные организации отраслевых профсоюзов.
Наниматели включают в коллективные договоры положения о выплате:
- семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника помимо установленного законодательством возмещения ущерба единовременной материальной помощи в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю;
- работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя, - единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Например, в соответствии с коллективными договорами пострадавшим и семьям погибших в 2022 году нанимателями предприятий области выплачено 821748 рублей (в 2021 году выплаты составили 425523 рублей). Контроль со стороны профсоюзов за выплатами согласно коллективным договорам продолжается.