Мы в СОЦСЕТЯХ 8(01643) 5-82-36-приемная,115 единый контакт-центр  
brzbox@brz.bujkh.by, 3-67-47-диспетчер Береза, 4-16-21-диспетчер Белоозерск  

  • by Super User
  • Uncategorised
  • 493

МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(апрель 2024 г.)

 

ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИИЕ –
ГАРАНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА

 

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе информации Министерства экономики Республики Беларусь,

материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»

 

В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.

Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83% от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73% избирателей на
выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.

Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.

 

Справочно:

Рекомендуемый видеоматериал для просмотра:

Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы.  Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».

 

ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси.
Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.

Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.

Справочно:

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.

Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.

После обретения Беларусью независимости первая половина
1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие –
в 1996 году в г.Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.

Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу»предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.

Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

Справочно:

Намеченные ориентиры и приоритеты:

первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;

второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;

третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;

четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;

пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;

шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.

 «Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».

 

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.

Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.

Справочно:

В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.

Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:

– в соответствии с принятыми на республиканском референдуме
27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями в Основной Закон Республики Беларусь закреплен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как «высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие» (статья 89¹);

– успешно реализуется одобренная шестым Всебелорусским народным собранием и утвержденная Указом Главы государства А.Г.Лукашенко от 29 июля 2021 г. № 292 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Основой Программы являются определенные шестым ВНС приоритеты развития Беларуси: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна и государство-партнер;

 

 

Справочно:

По итогам 2023 года ВВП вырос на 3,9% по сравнению с 2022 годом.

Денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 6,3%.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте составил 3,5% (в 2022 году – 3,6%) (при целевом ориентире – не более 4,2% к концу 2025 года).

Потребительские цены выросли на 5,8% (при прогнозе 7–8%). Это один из самых низких показателей среди стран – участниц ЕАЭС.

Темп роста промышленного производства составил 107,7% (при прогнозе 102,4%).

Выпуск продукции сельского хозяйства выше уровня 2022 года на 1,1% (например, динамика в животноводстве – 104,5%, в том числе высокие темпы по производству молока – рост на 5,9%, скота и птицы – на 2,7%).

Темпы в строительстве выросли до 111,1%. За последние три года введено в эксплуатацию жилья на 2,4% больше запланированного (12,8 млн кв. м; только в 2023 году – 4,2 млн кв. м общей площади жилья).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами положительное – 480,7 млн долларов США или 0,7% к ВВП.

– реализуется широкий спектр мероприятий, предусмотренных Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773.

Эти и многие другие примеры – доказательства совершенствования в Беларуси уникальной модели народного самоуправления.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ
ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.

После вступления в силу 15 марта 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и принятия Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» от 7 февраля 2023 г. № 248-З (далее – Закон) статус ВНС значительно изменился. Сейчас:

– ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь (ранее ВНС являлось формой реализации гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важным вопросам государственной и общественной жизни и представляло собой народный форум);

– установлена постоянная максимальная численность делегатов ВНС – 1 200 чел. (на первом ВНС общая численность делегатов составила 4 740 чел.; на втором, четвертом и пятом – 2 500 чел.; на третьем – более 2 500 чел.; на шестом – 2 700 чел.);

– установлен срок полномочий ВНС (5 лет) и периодичность заседаний (не реже 1 раза в год) (ранее ВНС проходило в течение 2-х дней по сложившейся традиции 1 раз в 5 лет);

– существенно расширен круг полномочий ВНС: Собранию предоставлено право законодательной инициативы и др.;

– решения ВНС носят статус обязательных и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов, которые противоречат интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов (раньше ВНС принимало резолюции, которые имели лишь рекомендательный характер);

– созыв первого заседания ВНС является прерогативой Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) (ранее ВНС созывалось на основании Указа Президента Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г., характеризуя новый статус ВНС, отметил: «Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции и лучшие практики белорусского народовластия. На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вече. Он уже есть. Мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным».

ВНС предоставлены широкие полномочия.

Собрание призвано принимать решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

По предложению Главы государства А.Г.Лукашенко, Всебелорусское народное собрание наделено правом предлагать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов. Другими словами, ВНС не заменяет Парламент. Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание Республики Беларусь «расходятся» по правовому статусу.

ВНС избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Также ВНС вправе рассматривать вопрос по импичменту, то есть возможному смещению с должности Президента Республики Беларусь (ранее таким правом обладали палаты Парламента) в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Прерогативой Всебелорусского народного собрания станет принятие решения о легитимности выборов, в том числе выборов Президента Республики Беларусь. Тем самым ВНС выступит гарантом объективной оценки волеизъявления народа в период избирательных кампаний.

Определены полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны. ВНС утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности. Кроме того, Всебелорусское народное собрание вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам. Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

По предложению Президента ВНС может принять решение о возможности направления миротворческих миссий за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Всебелорусское народное собрание дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. Это существенно повышает их значимость и действенность.

Таким образом, создан дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны. В случае критических моментов ВНС выступит в роли «арбитра», страхующего механизма, чтобы исключить возможность паралича системы государственного управления.

Всебелорусское народное собрание в любой политической, общественной ситуации не допустит изменения социально направленной политики государства, которая формировалась многие годы. Насущные изменения будут идти эволюционным путем.

 

ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:

– Президент Республики Беларусь;

– от законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

– от исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

– от судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь;

– от местных Советов депутатов (предельная численность –
350 человек)
– представители местных Советов депутатов от каждой области (нормы представительства от каждой области определяются ЦИК пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области), депутаты Минского городского Совета депутатов в полном составе;

– от гражданского общества (предельная численность – 400 человек).

Наделение Всебелорусского народного собрания особыми полномочиями предопределило и высокие требования к кандидатам в делегаты. «Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели…Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами. Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего собрания», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 13 декабря 2022 г. на совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией.

На состоявшемся 1 марта 2024 г. заседании ЦИК были установлены нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и субъектов гражданского общества – 290 (без учета депутатов Минского городского Совета депутатов (60 человек), в полном составе являющихся делегатами ВНС) и 400 человек соответственно.

Справочно:

К субъектам гражданского общества, имеющим право в соответствии с Законом избирать делегатов ВНС, Министерством юстиции Республики Беларусь отнесены:

Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;

Белорусское общественное объединение ветеранов;

общественное объединение «Белорусский союз женщин»;

общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

Федерация профсоюзов Беларуси.

Эти объединения представляют все значимые социальные группы.

Субъекты гражданского общества выдвинули кандидатов в делегаты ВНС в ходе заседаний своих областных, Минской городской организационных структур с 12 по 31 марта 2024 г. Избрание делегатов ВНС состоится на заседаниях высших органов субъектов гражданского общества с 1 по 10 апреля 2024 г.

Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество (в том числе политические партии) молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур. Это значит, что при обсуждении вопросов, выносимых на повестку дня ВНС, учитываются мнения и позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и др.

Именно потому, что ни одна современная страна не дает в руки руль государственной машины столь широкому кругу граждан, абсолютных аналогов ВНС в мире нет.

На местах к отбору своих представителей в этот конституционный орган подошли максимально разумно и грамотно. Делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания известны. Это – патриоты Родины, которые не боятся высказывать свое мнение и отстаивать позицию в разрешении вопросов в пользу людей. В составе ВНС представлена и молодежь. 

Вниманию выступающих: здесь целесообразно упоминать делегатов ВНС, представляющих конкретный регион, населенный пункт.

 

ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).

Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.

«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося
18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.

Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.

Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).

Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.

Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».

Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.

Справочно:

Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70% исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.

Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.

Справочно:

В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.

Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.

В числе новшеств Концепции:

расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;

впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;

важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;

существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;

ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.

Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она
по-прежнему носит оборонительный характер.

Справочно:

Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.

В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.

В числе новшеств Военной доктрины:

указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;

реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;

важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;

Справочно:

По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).

четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;

впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;

предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;

обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.

Справочно:

По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».

Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.

 

****

В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.

Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.

«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил:
«С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».

  • by Super User
  • Uncategorised
  • 606

МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(апрель 2024 г.)

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН, ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – наиболее близкая людям сфера, поскольку включает большинство сторон нашей повседневной жизни: качественная питьевая вода, тепло в доме, ремонт подъездов, надежность работы лифтов, своевременный вывоз мусора, озеленение населенных пунктов и многое другое.

В Беларуси развитие ЖКХ направлено на обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан, экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных услуг.

Именно по этой причине сфера ЖКХ традиционно находится на особом контроле Главы государства.

 

  1. Направления развития системы ЖКХ и механизмы ее совершенствования

Каждый человек отдает предпочтение уютным и комфортным условиям проживания. Предоставление таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит содержание жилфонда. В Беларуси проводится единая политика в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от форм собственности организаций ЖКХ.

Результатом проведения последовательной политики в области эксплуатации жилищного фонда является крайне низкая площадь ветхих и аварийных жилых домов. Более того, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта в целях улучшения эксплуатационных показателей жилфонда.

В 2023 году в области после капитального ремонта в эксплуатацию введено 139 домов площадью 375,4 тыс. м2.

На данные цели направлено 85,5 млн. руб., в том числе:

средства местных бюджетов – 52,2 млн. руб.;

средства граждан – 33,3 млн. руб.

Средняя стоимость 1 м2 общей площади в жилых домах, принятых в эксплуатацию, составила 232,2 руб.

В 2024 году по Брестской области необходимо обеспечить ввод не менее 383 тыс. м² (134 дома) общей площади жилых домов после капитального ремонта.

На данные цели планируется направить 109,1 млн. рублей. Из них 57,2 млн. рублей бюджетных средств и 51,9 млн. рублей отчисления граждан на капитальный ремонт.

В 2023 году произведена замена 213 лифтов или 100,9 % от установленного Государственной программой показателя. На данные цели направленно 16,5 млн. руб.

В 2024 году будет продолжена замена лифтов, отработавших нормативный срок эксплуатации. В текущем году необходимо заменить 76 лифтов. На данные цели предусмотрено 9,2 млн. рублей областного бюджета.

Необходимость проведения капитального ремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год, на 5 лет и размещаются в средствах массовой информации, на интернет-сайтах исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.

Отчисления на капремонт жилфонда производят все без исключения жители многоквартирных домов.

Вопросы обеспечения населения качественной питьевой водой являются одной из важнейших задач белорусского государства, решение которой напрямую влияет на улучшение жизни людей.

Ощутимый результат принесли принятые Главой государства решения по строительству сетей водоснабжения, водоотведения в существующей индивидуальной застройке.

В целях создания комфортной среды проживания в Беларуси реализуется подпрограмма «Чистая вода» в рамках Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021 – 2025 годы. К основным задачам подпрограммы относятся: обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества, обеспечение населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения, повышение качества очистки сточных вод и надежности систем водоснабжения и водоотведения.

В Брестской области в 2023 году выполнено строительство и ввод в эксплуатацию 28 станций обезжелезивания воды в сельских населенных пунктах области. Освоено 7,64 млн. руб. средств областного бюджета и 3,85 млн. руб. республиканского бюджета.

Выполнены работы по строительству 4-х водозаборных скважин.

Для обеспечения населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения (канализации) в 2023 году выполнено строительство 3,91 км водопроводных и 10,45 км канализационных сетей.

По состоянию на 1 января 2024 г. обеспеченность населения централизованными системами водоснабжения составила 91,9 % (при плане 91,9 %), водоотведения — 74,5 % (при плане 74,5 %).

За 2023 год выполнена перекладка 30,69 км сетей водоснабжения (100 % от плана) и 16,95 км сетей водоотведения (100 % от плана).

Для обеспечения выполнения заданий по обеспечению потребителей качественной питьевой водой на 2024 год планируется направить средства республиканского бюджета в размере ориентировочно 4,9 млн. руб. и областного бюджета – 6,9 млн. руб.

Под выделенный объем финансирования запланировано строительство 24-х станций обезжелезивания.

Также для развития сетей водоснабжения и водоотведения запланирована реализация 12 проектов.

Данными проектами предусмотрено строительство 1,76 км сетей водоснабжения и 24,4 км сетей канализации.

В 2023 году введены в эксплуатацию 5 очистных сооружений.

В 2023 году, в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов», завершена реализация энергоэффективных мероприятий в 7 домах.

В 2024 году запланировано выполнение энергоэффективных мероприятий в 9 домах.

Чистая, ухоженная Беларусь – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Вопрос поддержания порядка на земле в нашей стране никогда не относился к числу второстепенных. Это обусловлено как традициями и менталитетом белорусов, так и постоянным вниманием, которое уделяет этой теме руководство страны.

Основными мероприятиями по благоустройству населенных пунктов в сфере ЖКХ являются:

поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовых территорий многоквартирных жилых домов;

содержание и ремонт объектов благоустройства, кроме наружного освещения, а также содержания и ремонта улично-дорожной сети населенных пунктов;

наружное освещение населенных пунктов;

содержание и ремонт улично-дорожной сети, включая ремонт мостовых сооружений, населенных пунктов;

реконструкция (модернизация) мостовых сооружений населенных пунктов.

В 2023 году предприятиями ЖКХ Брестской области в рамках реализации Регионального плана по ремонту и (или) реконструкции придомовых территорий многоквартирных жилых домов выполнены работы по ремонту (благоустройству) 97 дворовых территорий (100 % от годового плана).

На 2024 год запланировано выполнить работы по ремонту и (или) реконструкции на 129 придомовых территориях многоквартирных жилых домов Брестской области, с учетом дворовых территорий, находящихся на территории г. Микашевичи Лунинецкого района. Основной объем работ запланирован на II - IV кварталы т.г. На данные цели из областного бюджета выделено 6,0 млн. руб.

За прошедший год в Брестской области выполнен значительный объем работ по текущему ремонту улично-дорожной сети городов и городских поселков. Выполнен ремонт 4 мостовых сооружений за счет средств инвестиционной программы Брестской области и иных источников финансирования.

В 2024 году республиканским и областным бюджетами предусмотрено более 45,0 млн. руб. для проведения ремонтных работ дорог и улиц населенных пунктов.

Улучшение благоустройства населенных пунктов – это забота не только государства и соответствующих государственных служб, но и, в первую очередь, каждого из нас.

Значительную роль в этом направлении играют республиканские субботники. Также в каждом регионе стали традиционными месячники по благоустройству и озеленению придомовых территорий.

 

  1. Совершенствование систем обращения с коммунальными отходами

Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР) в Республике Беларусь на период до 2035 года (далее – Национальная стратегия) предусматривает совершенствование системы переработки и использования отходов.

В области ведется планомерная работа по совершенствованию системы обращения с коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами, выполняются мероприятия по созданию региональных объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их запланировано создать 6.

Во всех районах области, за исключением Каменецкого и Жабинковского, функционируют станции (пункты) сортировки (досортировки) отходов, в городе Бресте – мусороперерабатывающий завод.

В 2023 году завершены работы по модернизации мусороперерабатывающих предприятий в г. Барановичи, разрабатывался проект строительства нового регионального мусороперерабатывающего предприятия в г. Пинске, разработана предпроектная документация на создание мусороперерабатывающего предприятия в Кобринском районе.

Начаты работы по расширению существующего полигона Барановичской зоны обслуживания.

Завершены работы по расширению существующего полигона ТКО для г. Пинска.

В настоящее время на территории области все 2 150 населенных пунктов, в том числе 29 городов и городских поселков, охвачены планово-регулярным вывозом ТКО.

Сбор ТКО осуществляется 258 мусоровозами, в том числе 57 из которых используются исключительно для сбора вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР). Вся техника производит сбор отходов в соответствии с разработанными схемами с учетом применения двух способов:

тарного – для городов и городских поселков;

бестарного по графику – для сельских населенных пунктов.

Вывоз ТКО осуществляется на 22 полигонах по захоронению ТКО.

Заготовка (извлечение) ВМР осуществляется в соответствии со следующей схемой сбора:

закупка вторсырья через сеть 261 заготовительных приемных пунктов, в том числе 40 передвижных;

сбор коммунальных отходов посредством 23 436 специальных контейнеров для раздельного сбора ВМР;

извлечение ВМР из состава ТКО на КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод», I очереди мусороперерабатывающего завода в г. Барановичи, сортировочно-перегрузочных станциях в                гг. Барановичи и Пинск, а также на 11 линиях сортировок в районных центрах.

На постоянном контроле находится вопрос вывоза коммунальных отходов с территорий садоводческих товариществ и гаражных кооперативов. Все 680 садоводческих товариществ включены в схемы обращения с коммунальными отходами административных районов, в связи с изменением количества гаражных кооперативов проводится актуализация схем. В настоящее время из 371 гаражного кооператива не включены в схему 14 (5 в Жабинковском районе, 1 в Каменецком и 8 в Ляховичском районе). Все указанные кооперативы созданы в 2023 году.

Принимаемые меры и постоянный контроль за обращением с отходами позволили сократить количество фактов несанкционированного размещения отходов.

 

  1. Совершенствование тарифной политики в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг

Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется при соблюдении основного принципа: ежегодный платеж по типовой 2-х комнатной квартире площадью 48 кв. м с тремя проживающими при нормативном потреблении услуг не должен увеличиться более чем на 5 долл. США в эквиваленте.

Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2024 № 41 «О регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Указ) установлены предельно допустимые тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ), размеры возмещения расходов на 2024 год.

В результате жилищно-коммунальные платежи для населения в расчете на типовую двухкомнатную квартиру с тремя проживающими при нормативном потреблении ими услуг повысятся в 2024 году на Br20 (0,5 базовой величины).

Повышение тарифов будет произведено в два этапа:

с 1 января – на жилищно-коммунальные услуги, за исключением отопления и горячего водоснабжения, на Br10,35;

с 1 июня – на тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения на Br9,65.

Соответственно платежи для населения (в расчете на типовую двухкомнатную квартиру) в отопительный период составят примерно Br173,15 в месяц, в летний – Br132,86.

По расчетам МАРТ, в 2024 году удельный вес жилищно-коммунальных платежей в доходе семьи из трех человек при двух работающих и получающих среднереспубликанскую заработную плату составит 4,1%, семьи из двух пенсионеров - 9,1%.

При этом в условиях роста жилищно-коммунальных платежей будет продолжена работа по государственной поддержке населения через предоставление безналичных жилищных субсидий.

Это позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20 % от совокупного дохода семьи в городе и 15 % – в сельской местности, при условии, что объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов.

Предоставление субсидий осуществляется как на основе заявительного, так и выявительного принципа, предусматривающего автоматическое предоставление БЖС. Предоставляется такая помощь социально уязвимым слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам).

С 2018 года система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена за счет включения отдельных социально уязвимых категорий граждан:

осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет и получающих пособие в органах по труду, занятости и социальной защите;

получающих пособие по уходу за лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста, или инвалидом I группы.

 

Одна из основных задач сферы ЖКХ – обеспечить оперативность, качество и доступность жилищно-коммунальных услуг. В этой короткой, емкой формулировке заложен большой смысл и видится множество взаимоувязанных направлений работы. Основной приоритет – создание для людей комфортных условий проживания.

Безусловно, предстоит сделать немало. Основное внимание будет направлено на повышение уровня благоустроенности территорий населенных пунктов, дальнейшее повышение эффективности теплоснабжения, восстановление технических качеств и сохранение эксплуатационной надежности жилищного фонда, обеспечение безопасной эксплуатации лифтового оборудования, повышение качества подаваемой потребителям питьевой воды, а также минимизацию объема захоронения твердых коммунальных отходов.

  • by Super User
  • Uncategorised
  • 3359

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

для проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах по предупреждению пожаров из-за выжигания

сухой растительности

 

С наступлением весны начинается пожароопасный период, так как люди начинают наводить порядок на придомовой территории и земельных участках, сжигая сухую растительность и прошлогоднюю листву. Каждый год спасатели продолжают выезжать на тысячи пожаров, связанных с сезонным палом. Согласно статистике в 2023 году
в республике произошло 3 322 пожара (2022 год – 7 990) в природных экосистемах, на которых погибло 2 человека (2022 год – 17). Из них зафиксировано 2 617 (2022 год – 7 258) случаев горения травы и кустарников на площади 306,8 га (2022 год – 1829,1). На территории Брестской области в 2023 году зафиксировано 390 случаев горения травы и кустарников на площади 38,3 га. Первый случай сезонных палов зарегистрирован 18 февраля в г.Жабинка.

Стоит отметить, что в Беларуси согласно статье 16.40 Кодекса об административных правонарушениях за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин. В соответствии со статьей 16.41 за разведение костров в запрещенных местах предусмотрено наложение штрафа до 12 базовых величин. В случае причинения ущерба в особо крупном размере наступает уголовная ответственность.

Кроме того, статьей 46 Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее – Закон) предусмотрено, что лица, нарушающие или не выполняющие требования законодательства о пожарной безопасности и международных актов, требования, предписания, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора, лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную
и уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Одновременно статьей 18 указанного Закона местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы наделены полномочиями на установление в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях особого противопожарного режима и дополнительных требований пожарной безопасности, в том числе запрет на разведение костров, посещение лесов и т.д.

Если вы все же решили развести костер у себя на подворье, то не стоит пренебрегать простыми мерами предосторожности.
При выборе способов утилизации сухой растительности, пожнивных остатков лучше отдавать приоритет безопасным. Требования пожарной безопасности к содержанию придомовой территории и земельных участков установлены в Правилах пожарной безопасности для жилых домов, строений и сооружений, расположенных на придомовой территории, садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для ведения коллективного садоводства, дач, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для дачного строительства, утвержденных постановлением МЧС от 25.03.2020 № 13 (далее – Правила). В соответствии с пунктами 10, 12 Правил на придомовой территории и земельных участках допускается разведение костров, использование специальных приспособлений для приготовления пищи (мангалов, грилей, барбекю и др.) при условии выполнения следующих требований:

– разводить костры следует при условии обеспечения гражданами непрерывного визуального контроля за процессом горения и тления;

– места для разведения костров должны быть очищены от горючих веществ и материалов, сухой растительности. Рекомендуются обкопать место костра либо разводить его в специальной негорючей емкости.

– в доступности необходимо иметь средства тушения, к которым относятся первичные средства пожаротушения (огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент, емкости с запасом воды, полотнища противопожарные), емкости с сыпучими материалами
и т.п. При этом согласно подпункту 4.2 пункта 4 Правил граждане обязаны уметь применять первичные средства пожаротушения
для тушения очагов горения;

– процесс горения и тления должен осуществляться таким образом, чтобы пламя и искры не попадали на горючие элементы зданий, хозяйственных строений и сооружений, на хранящиеся горючие вещества и материалы. При этом, безопасное расстояние определяется гражданином самостоятельно исходя из размеров костра, вида горючих материалов
и погодных условий;

– по окончании процесса горения остатки горящих (тлеющих) материалов должны быть потушены до полного прекращения тления.

Согласно пунктам 6,11,12 Правил не допускается:

– выжигание сухой растительности на корню на придомовой территории, земельных участках, предоставленных для ведения коллективного садоводства или дачного строительства;

– разведение костров на торфяных грунтах, под кронами деревьев;

– использование для разжигания костров и угля легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением жидкостей, специально предназначенных для розжига).

Кроме того, согласно пункту 16 главы 4 Правил не допускается разведение костров, использование специальных приспособлений для приготовления пищи в зданиях, хозяйственных строениях и сооружениях, а также на балконах, в лоджиях, на террасах, кровлях и стилобатах, за исключением, если их размещение предусмотрено проектной документацией.

Справочно: согласно статье 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире» разведение костров, сжигание растительных остатков на территориях общего пользования в населенных пунктах, за исключением специально обустроенных для этого мест, определенных решениями местных исполнительных
и распорядительных органов, не допускаются, а на остальных территориях допускаются с соблюдением требований в области охраны окружающей среды и правил пожарной безопасности. При этом, выжигание сухой растительности (сухих растений) и ее остатков на корню запрещается, если иное не предусмотрено законодательством об охране окружающей среды, об охране и использовании животного мира и в области организации деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, пользователи объектов растительного мира, земельных участков или водных объектов обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, и в случае обнаружения очагов возгорания объектов растительного мира принять меры по их ликвидации.

Реализация в полном объеме указанных требований позволяет свести к минимуму вероятность возникновения загораний и пожаров. В случае невозможности соблюдения гражданином Правил разведение костров не допускается. Ознакомиться с Правилами можно на официальном сайте МЧС в глобальной компьютерной сети Интернет (https://mchs.gov.by/)
в разделе «Гражданам».

Ежегодно работники МЧС среди основных причин возгораний в природных экосистемах выделяют неосторожное обращение с огнем гражданами и выжигание сухой растительности, т.е. человеческий фактор. Чаще всего жертвами таких пожаров становятся наводящие на участках порядок пенсионеры.

Один из таких случаев произошел 22 марта 2023 г. Спасателям поступило сообщение о загорании сухой травы в аг. Поречье Гродненского района. Как выяснилось, местная 78-летняя жительница, наводя порядок на подворье, развела костер. Порывом ветра пламя перебросилось на сухую траву. Пенсионерка испугалась и сообщила о случившемся в МЧС. Спасатели оперативно справились с возгоранием, не допустив распространения огня на большую площадь.

15 апреля 2023 г. в МЧС от местных жителей поступило сообщение о горении сухой растительности в д. Красное Мстиславского района. В ходе самостоятельного тушения пожара пострадал 80-летний хозяин участка. Как выяснилось, за сараем он жег мусор и неотлучно следил за процессом горения. Вот только пенсионер не учел силу
и переменчивость направления ветра. Огонь перебросился на сухостой и мгновенно распространился по направлению к полю. На помощь прибежали местные жители, они сдерживали распространение огня до приезда спасателей. Пытаясь справится с пожаром, хозяин участка получил ожоги и был госпитализирован.

Зачастую человеческая беспечность, халатность и пренебрежение элементарными правилами безопасности приводят к самым непредсказуемым последствиям. Известны случаи, когда при разведении костров на придомовой территории люди используют легковоспламеняющиеся жидкости, что доказывают многочисленные примеры из оперативных сводок.

Так, 14 июня 2023 г. недалеко от г. Гомеля в районе аг. Поколюбичи при розжиге костра двое отдыхающих получили ожоги. Как выяснилось, товарищи во время отдыха решили разжечь костер с использованием бензина. Произошла вспышка паров легковоспламеняющейся жидкости.
С диагнозом «термический ожог лица, шеи, ушных раковин I, II, III степени» пострадавших госпитализировали в ожоговое отделение больницы.

В этот же день пострадал житель д. Уза Буда-Кошелевского района. Мужчина сжигал мусор на территории частного подворья. Когда горевший костер вышел из-под контроля, он попытался потушить огонь самостоятельно. Мужчина взял бутылку с жидкостью и плеснул в костер. Этой жидкостью оказался бензин – произошла вспышка. Пострадавший получил термический ожог 25 % тела и был госпитализирован.

17 июля 2023 г. пытаясь сжечь прошлогоднюю листву с помощью бензина, жительница д. Бакшты Ивьевского района получила ожоги. Женщина 1976 года рождения убирала на придомовом участке.
Она собрала сухие ветки и растительность, которые решила сжечь.
Для розжига облила мусор бензином. В тот момент, когда женщина поднесла зажженную спичку к мусору, вспыхнули пары, и на ней загорелась одежда. Сожитель потушил пламя на пострадавшей и вызвал медиков. Пострадавшую госпитализировали в реанимацию местной больницы.

Закономерность таких пожаров в том, что люди намеренно сжигают сухую растительность, не задумываясь о последствиях. Их желание таким образом навести порядок на своем участке чаще всего несет только разрушения и материальные потери. Разбушевавшееся пламя трудно остановить, а пострадать может не только имущество, но и сам поджигатель. Иногда палы сухой травы могут привести к самым тяжёлым последствиям – гибели людей.

9 апреля 2023 г. трагедией закончилось наведение порядка на приусадебном участке в деревне Галенчицы Ивацевичского района.  На линию «101» поступило сообщение о загорании сухой растительности.

Прибывшие к месту вызова спасатели выяснили, что в поле за приусадебными участками горела сухая растительность, была угроза строениям. На выгоревшем поле работники МЧС обнаружили местного жителя 1961 г.р.

Как выяснилось позже, мужчина сжигал мусор, огонь вышел из-под контроля и перекинулся на траву. Попытки самостоятельно потушить пламя закончились неудачей.

Пострадавшего с ожогами тела госпитализировали. 27 апреля от полученных травм он скончался в больнице.

25 апреля 2023 г. ещё один трагический случай произошёл в д. Голевцы Щучинского района. МЧС вызвали обеспокоенные жители – на окраине деревни горела сухая трава на площади около 0,2 га. Как выяснилось позже, житель областного центра приехал в деревню для наведения порядка на дачном участке. Мужчина собрал мусор и ветки, затем развел костер на окраине деревни на расстоянии 150 метров от дома. Сельчане, увидев пламя, сообщили о случившемся спасателям. Прибывшие работники МЧС при тушении пожара обнаружили обгоревшее тело мужчины 1950 года рождения.

Травяные палы быстро распространяются, особенно в ветреную погоду. Огонь раздувается мгновенно, его очень сложно удержать
и остановить. Разведение костров на приусадебном участке или вблизи строений может стать не только причиной пожара, но и нанести значительный ущерб, а то и полностью уничтожить жилые дома, постройки и сараи.

9 мая 2023 г. в садовом товариществе «Пчелка» д. Тарусичи загорелась хозяйственная постройка. Когда работники МЧС прибыли
к месту вызова, деревянное строение было полностью охвачено огнем. Как выяснилось, накануне случившегося пенсионер сжигал мусор
в металлической бочке. В какой-то момент мужчина отвлекся, а порывы ветра перебросили огонь на хозяйственную постройку. Соседи, увидев случившееся, сообщили спасателям. Около 20 минут потребовалась работникам МЧС, чтобы ликвидировать пожар. В результате произошедшего огонь уничтожил строение, повредил стены рядом стоящей хозяйственной постройки. При попытке самостоятельного тушения пожара пенсионер получил термические ожоги.

26 марта 2023 г. мостовским спасателям поступило сообщение о пожаре в д. Руда Липичанская. Звонившая женщина была обеспокоена тем, что огонь быстро распространяется по сухой траве и просила помощи. Порывами ветра пламя молниеносно охватило дома и хозпостройки. В ликвидации возгорания было задействовано десять пожарных расчетов, привлечены работники лесхоза и местного сельхозпредприятия на спецтехнике. Потребовалось более двух часов, чтобы справиться с огненной волной. Общими усилиями удалось уберечь от огня 8 жилых домов и 14 хозяйственных построек. Пожаром уничтожены 2 жилых дома, 3 нежилых дома и 17 хозпостроек.
Известно, что супруги приехали в родительский дом, который использовали как дачу, чтобы навести порядок на подворье. Собрали мусор и развели костер. Однако не учли сильный ветер, который в считанные секунды разнёс пламя на десятки метров.

Также владельцам загородных домов и дач не стоит забывать о правилах безопасности при использовании мангалов, нарушение которых может привести к пожарам и травмам.

20 мая 2023 г. в Кореличскую районную больницу обратился мужчина 1986 года рождения. Как рассказал пострадавший, он разжигал мангал. Для того, чтобы ускорить процесс, мужчина воспользовался растворителем. Поднеся спичку к пролитой жидкости, произошла вспышка паров и выброс пламени. Молодой человек получил термические ожоги лица.

9 июня 2023 г. мужчина 1964 года рождения находился в гостях у друзей в Островецком районе и разжигал мангал. Для этого он использовал жидкость для розжига. От поднесенной спички произошел выброс пламени. На мужчине загорелась одежда. Ему удалось самому справиться с огнем, опрокинув на себя ведро с водой. При помощи ведра с водой мужчина самостоятельно справился с возгоранием и обратился за медицинской помощью в районную больницу. Тем не менее, он серьезно пострадал и с термическими ожогами был госпитализирован в реанимационное отделение районной больницы.

МЧС призывает о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности при наведении порядка на придомовой территории и земельных участках, а также при использовании специальных приспособлений для приготовления пищи (мангалов, грилей, барбекю и др.). Однако, если вы все же стали очевидцем горения сухой растительности:

– оцените обстановку;

– если очаг небольшой, сбейте пламя связкой прутьев или веток лиственных деревьев, забросайте песком или залейте водой;

– потушите пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь,
что огонь не разгорелся снова;

– если очаг большой, немедленно позвоните по телефону 101
или 112, постарайтесь как можно быстрее покинуть место пожара.

  • by Super User
  • Uncategorised
  • 593

Уважаемые граждане!!!!

В период с 15 апреля по 1 мая 2024г. проводится республиканская пожарно-профилактическая акция по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде «За безопасность вместе».

ГУПП «Березовское ЖКХ» напоминает:

При пожаре.

    Наличие запаха гари (подгоревшей пищи, тлеющей изоляции электрических проводов и др.) и появление лёгкого, сначала едва заметного, а затем всё более сгущающегося действующего на глаза дыма – это первые признаки пожара. Одновременно с появлением запаха резины может погаснуть свет или электрические лампы начнут гореть вполнакала. Обнаружив начинающий пожар, необходимо в первую очередь сообщить в МЧС по тел. 101.

   При загорании бытовых электроприборов необходимо их обесточить или обесточить полностью квартиру.

    Не рекомендуется разбивать стёкла в окнах горящего помещения и оставлять открытыми двери в соседние помещения, т.к. дополнительный приток воздуха способствует развитию пожара.

    Многие пожары в жилье возникают ночью. Вот несколько простых вещей, которые необходимо делать каждый вечер, чтобы уберечь себя и свою семью от пожара:

отключите все электроприборы, не предназначенные для постоянной  работы;

- выключите все газовые приборы;

- убедитесь, что Вами не оставлены тлеющие сигареты;

- отключите временные нагреватели.

При нарушении в системе подачи электроэнергии.

    Немедленно позвонить в снабжающую Вас электроэнергией организацию и сообщить об отсутствии электричества. Выключить все электроприборы, которые могут включиться автоматически при подаче электроэнергии.

При утечке газа.

    Если ощущаете очень сильный запах газа – немедленно эвакуируйтесь, по возможности отключив подачу газа и открыв окна, а затем позвонить по тел. 104 или 101.

   Не курите и не зажигайте зажигалки или спички. Не пользуйтесь телефоном, выключателями или электроприборами.    

     

  • by Super User
  • Uncategorised
  • 3359

РОЛЬ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ БРЕСТЧИНЫ, ЗАЩИТЕ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ

(областная тема)

 

Деятельность профсоюзов Брестской области направлена на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, сохранение и увеличение профсоюзного членства и числа первичных профсоюзных организаций, на их финансовое укрепление, совершенствование и повышение качества работы профсоюзных кадров и актива, сохранение здоровья и жизни людей.

По состоянию на 1 января 2024 года в области действует 15 отраслевых профсоюзов, входящих в ФПБ, в том числе 13 профсоюзов, которые имеют руководящие областные органы.

В области работают 15 районных и 4 городских объединения профсоюзов, которые являются структурой ФПБ.

Численность профсоюзного членства на 1 января 2024 года составляет более 436 тыс. человек.

Охват профсоюзным членством по области составляет 91,1% (в 2022 году – 91,5%).

По состоянию на 01.01.2024 в области действует 3517 первичных профсоюзных организаций, 2867 (или 81,5 %) охвачены коллективно-договорными отношениями. Всего за 2023 год были созданы 180 первичных профсоюзных организаций. Действует 2785 коллективных договоров.

В течение 2023 года было заключено значительное количество коллективных договоров – 104. К сведению: в 2020 году было заключено 58 колдоговоров, 2021 – 78, 2022 – 65.

Социальное партнерство

Одним из ключевых моментов в работе профсоюзов является развитие социального партнерства - в соответствии со ст. 352 Трудового Кодекса Республики Беларусь это форма взаимодействия органов госуправления, объединений нанимателей, профсоюзов, уполномоченных представлять интересы субъектов социального партнерства при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

Постоянно действующими органами системы социального партнерства являются советы по трудовым и социальным вопросам.

В Брестской области координацию работы социальных партнеров в сфере социально-трудовых отношений осуществляют 56 советов по трудовым и социальным вопросам, в том числе 20 местных и 36 отраслевых.

Основными инструментами взаимодействия социальных партнеров служат соглашения и коллективные договоры, в первую очередь Областное соглашение между Брестским областным исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов, которое само "является основой для коллективных переговоров, отраслевых и местных соглашений, заключаемых на уровне городов (районов) области, коллективных договоров в организациях". Положения и гарантии, включенные в областное Соглашение, являются обязательными для всех организаций, обособленных структурных подразделений организаций, расположенных на территории Брестской области, минимальными и не могут быть изменены в коллективных договорах в сторону снижения социальной, правовой и экономической защищенности работников.

При всей широте направлений, которые сегодня ведут профсоюзные органы, главными были и остаются вопросы занятости, заработной платы и социальной поддержки членов профсоюза. И данные проблемные вопросы в первую очередь и решаются при активном участии сторон социального партнерства.

Дают свои плоды совместные усилия социальных партнеров в решении вопроса занятости. Ситуация на рынке труда остается полностью управляемой.

Число организаций, находящихся в режиме неполной занятости находится на низком уровне. В данном режиме находилось в текущем году от 7 до 12 организаций ежемесячно. Число работников находящихся в режиме неполной занятости постоянно уменьшается. К примеру, в период с 13 ноября по 15 декабря месяца 2023 года оно составило всего лишь 814 человек, в том числе 529 человек – в режиме простоя, а в режиме неполной занятости – 115 человек.

Осуществлялся контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы и правильностью ее начисления, своевременностью выплаты отпускных и расчетов при увольнении. При осуществлении общественного контроля выявлялись единичные случаи несвоевременной выплаты заработной платы работникам.

В течение 2023 года факты несвоевременной выплаты заработной платы были выявлены всего лишь в 7 организациях, в том числе на протяжении всего периода в ООО «Завод коммунальной техники» г. Дрогичина.

Правовая работа

Эту работу проводят 14 правовых (главных правовых) инспекторов труда областного объединения профсоюзов, областных организаций отраслевых профсоюзов, руководители профсоюзных организаций всех уровней, и «общественники» – правовые инспекторы труда в регионах по направлениям.

В 2023 году профсоюзными юристами проведено 648 мероприятий по осуществлению общественного контроля в отношении 641 организации (в том числе в 22, где нет профсоюзов), выявлено 2977 нарушений трудового законодательства, практически все они устранены нанимателями.

Кроме того, руководителями профсоюзных структур всех уровней в 2023 году проведено без малого 39 тысяч мероприятий по общественному контролю и выявлено 578 нарушений.

Общими усилиями работникам за отчетный период возвращено без малого более 1 миллиона рублей, незаконно удержанных или невыплаченных нанимателями, из них юристами – 790 тысяч.

Указанная сумма сложилась в связи с задержкой выплаты заработной платы, оплатой за сверхурочную работу, перерасчетом среднего заработка за время нахождения в командировке, невыплаченных мер стимулирования труда работникам, с которыми заключен контракт, доплаты до уровня минимальной заработной платы, за работу в ночное время и т.д. Особую озабоченность вызывают ситуации, связанные с невыплатой денежных сумм, предусмотренных нормами коллективных договоров.

В Брестской области традиционно уделяется особое внимание вопросам обучения кадров и актива, консультированию граждан в соответствии с требованиями Федерации профсоюзов Беларуси и нормами действующего законодательства.

Правовое информирование в устной форме:

осуществляется в ходе проведения Республиканского профсоюзного правового приема граждан, а также во взаимодействии с информационными группами, созданными в органах власти и управления, с «Белорусским обществом «Знание», с Международным университетом МИТСО, путем организации и участия в диалоговых площадках, в ходе проведения лекций, семинаров, круглых столов с профактивом и специалистами организаций. Юристами, руководителями профсоюзных организаций всех уровней проведено 1190 различных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности работников как в г. Бресте, так и в регионах.

С 2021 года в Брестском областном исполнительном комитете сформирована Брестская областная группа по правовому просвещению, в которую также включены представители профсоюзов. В течение 2023 года профсоюзные активисты регулярно принимали участие в работе таких приемов.

В отчетном периоде проведено 277 приемов в ходе проведения Республиканского профсоюзного правового приема граждан. В каждом райгоробъединении профсоюзов ежемесячно проходит 2 приема, один из которых на территории одной из организаций. В 2023 году юристам поступило 716 вопросов (2022 – 483) от 697 человек (2022 – 461). Проблемы были в первом полугодии, когда приемы были проведены не во всех районах. Причины недоработки были изучены, обсуждены, сделаны выводы и по итогам года нам удалось изменить ситуацию, что видно по ранее названным цифрам.

За отчетный период профсоюзными юристами прочитано 158 лекций в ходе объявляемых ФПБ дней правового просвещения и правовой культуры в трудовых коллективах, где обучено 4070 человек. Эти мероприятия, проводимые практически «на рабочих местах» были востребованы. 

Все мероприятия проводились с участием профсоюзного актива, прокуроров, представителей региональных средств массовой информации.

Правовое консультирование в устной форме:

За 2023 год работникам дано 14222 устных консультаций. Юристами – 3956;

Председателями районных, городских объединений профсоюзов, профсоюзными инспекторами труда – 1456;

Председателями первичных профсоюзных организаций, районных, городских организаций отраслевых профсоюзов – 8810.

Широко используем средства массовой информации, Интернет- ресурсы. Работа ведется напрямую с гражданами в режиме онлайн через портал ФПБ 1 проф.бай, рубрики «Вопрос-Ответ» на сайтах областных организации отраслевых профсоюзов, рай-,горобъединений профсоюзов, мессенджерах и социальных сетях.

Во исполнение Соглашения между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о взаимодействии в сфере защиты конституционных прав и гарантий трудящихся нами продолжено ежеквартальное проведение прямых линий с читателями газеты «ЗАРЯ», по актуальным вопросам законодательства о труде, охране труда, оплаты труда с участием председателя областного объединения профсоюзов и заместителя прокурора Брестской области. Ответы на вопросы читателей публикуются на страницах газеты, на сайте газеты.

Правовое просвещение в форме оказания юридической помощи.

Эту работу в Брестской области осуществляет профсоюзная юридическая служба, которая состоит правовой инспекции областного объединения профсоюзов и правовых инспекций областных организаций отраслевых профсоюзов. Функции координации ее деятельности на территории области возложены на областное объединение профсоюзов.

В 2023 году профсоюзными юристами составлено 78 процессуальных документов, из них 45 – в судебные органы, 8 заявлений в комиссии по трудовым спорам, 25 – иных документов. Вступили в силу 11 решений судов, вынесенных в пользу работников, в рассмотрении которых принимали участие профсоюзы. Без обращения в суд разрешено 28 трудовых споров.

Работникам возвращено 32335,5 рублей, незаконно удержанных или невыплаченных нанимателями через решения судов на основании подготовленных нами документов.

Вместе с тем, юристы прилагают максимум усилий, чтобы решать спорные вопросы не доводя дело до разбирательств в суде. Без судебных разбирательств 28 споров решены в пользу работников.

Нормотворчество

Реализуя последовательную политику по усилению позиций профсоюзов, повышению их авторитета и влияния в жизни страны, Федерация профсоюзов Беларуси активно участвует в нормотворческом процессе. Постоянно запрашивает и учитывает мнения с мест по вопросам совершенствования действующего законодательства в различных сферах.

В 2023 году специалистами Брестского областного объединения профсоюзов по поручению ФПБ рассмотрено более 66 проектов различных нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы работников, в большинство из которых были внесены предложения и замечания.

Многие предложения профсоюзных юристов, ранее направленных в ФПБ, были включены в новую редакцию Трудового кодекса, налогового кодекса и других документов нормативного характера.

В рамках социального партнерства органы исполнительной власти и местного самоуправления направляют профсоюзам проекты нормативных правовых актов, подлежащих обязательной юридической экспертизе для последующей регистрации в Национальном реестре правовых актов, с целью внесения замечаний и предложений. В 2023 году Брестский облисполком принял 44 таких решения, из которых лишь 6 затрагивали социально-экономические права и интересы граждан, и были направлены в областное объединение профсоюзов для изучения и предложений. Брестским областным советом депутатов решения, которые затрагивали бы трудовые и социально- экономические права граждан.

Председатели городских и районных объединений профсоюзов объединений профсоюзов проводят эту работу на региональном уровне: ими изучено и завизировано 563 проекта решений, принятых горрайисполкомами и 83 проекта решений горрайсоветов Брестской области.

В ряде случаев ими вносились предложения, учтенные в последующем разработчиками. В частности, в качестве одного из критериев оценки участников смотров-конкурсов включено наличие профсоюзной организации.

Охрана труда

Вся работа профсоюзов в области охраны труда направлена на профилактику производственного травматизма.

Эту работу в области осуществляют 15 штатных технических инспекторов труда, более 1,5 тысяч общественных комиссий по охране труда, более 10 тысяч общественных инспекторов по охране труда, 16 профсоюзных инспекторов по охране труда. Из общего числа профсоюзных инспекторов по охране труда 5 профсоюзных инспектора являются неработающими пенсионерами.

За 2023 год техническими инспекторами проведены 172 плановых проверки и 903 мониторинга (в 2022 году – 167 и 892 соответственно). В результате проведенных проверок и мониторингов техническими инспекторами труда было выдано нанимателям 170 представлений, 859 рекомендаций на устранение 7974 (в 2022 году – 7937) выявленных нарушений, 46 справок, приостановлена эксплуатация 162 единиц машин, оборудования, механизмов (в 2022 году – 188).

32 проверки и 26 мониторингов было осуществлено на 58 предприятиях, где не созданы первичные профсоюзные организации, по результатам их выдано нанимателям 32 представления, 26 рекомендаций на устранение 1047 выявленных нарушений.

Среднее количество нарушений на предприятиях, где есть профсоюз, составляет 7,8, а там, где не создан профсоюз – 18,00 нарушений, что больше чем в 2 раза.

Общественными инспекторами по охране труда ежегодно проводят более 46 тыс. мониторингов, выдается более 24 тыс. рекомендаций на устранение более 45 тыс. выявленных нарушений.

В 2023 году в Брестской области продолжили работу 2 рейдовые группы технической инспекции труда ФПБ.

Рейдовые группы посетили все районы области, а также города Брест, Барановичи, Пинск.

Были охвачены мониторингом 227 (в 2022 – 205) организаций. По результатам работы рейдовых групп техническими инспекторами труда было выдано 211 рекомендаций на устранение 1508 (в 2022 году – 1545) нарушений, 16 справок, приостановлена эксплуатация 55 (в 2022 году – 52) единиц оборудования, инструмента, как не соответствующих требованиям безопасности.

В 2023 году постоянно проводилась целенаправленная работа по выполнению требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», направленной на повышение эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, укрепления трудовой и производственной дисциплины и снижения травматизма на производстве.

Изучались вопросы состояния трудовой и производственно-технологической дисциплины, контроля за организацией и порядком проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, а также соответствием технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения. На особом контроле у технических инспекторов труда и проведение освидетельствований на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих в организациях. Надо отметить, что в большинстве организаций этот вопрос решен, там, где есть недоработки, технические инспекторы труда в своих рекомендациях и представлениях выдавали требования об обязательном проведении предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, а также освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих.

Так, например, в Филиале «Барановичский комбинат железобетонных конструкций» ОАО «Кричевцементношифер» рекомендовано завести журнал проведения контроля состояния водителей в соответствии требованиям законодательства об охране труда.

Профсоюзы организуют обучение общественных инспекторов по охране труда. Наниматели обеспечивают условия для обязательного регулярного участия общественных инспекторов по охране труда в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также в осуществлении контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в порядке, определённом законодательством. Материально поощряют работников, оказывающих содействие и сотрудничающих с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

Плановое обучение общественных инспекторов по охране труда проводит Брестский учебно-методический отдел Республиканского учебно-методического центра профсоюзов Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО».

В 2023 году учебно-методическим центром обучено всего 330 общественных инспекторов по охране труда (в том числе и по видеосвязи) (в 2022 – 447). Обучение общественных инспекторов по охране труда проводили и областные организации отраслевых профсоюзов.

Наниматели включают в коллективные договоры положения о выплате:

- семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника помимо установленного законодательством возмещения ущерба единовременной материальной помощи в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю;

- работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя, - единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Например, в соответствии с коллективными договорами пострадавшим и семьям погибших в 2022 году нанимателями предприятий области выплачено 821748 рублей (в 2021 году выплаты составили 425523 рублей). Контроль со стороны профсоюзов за выплатами согласно коллективным договорам продолжается.

 

Top
Шаблон скачали с сайта JooMix.org