![]() |
Официальная правовая информация. Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 12.03.2025 Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь |
МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(март 2025 г.)
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ ЕДИНСТВА И ПРОЦВЕТАНИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
(для представителей интеллигенции)
Эффективность Конституции, действующей с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, доказывает современная благополучная жизнь в суверенной стране.
Появлению Основного Закона 1994 года предшествовали белорусские конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 гг., которые заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права и обязанности граждан. В целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве.
Справочно:
Принятие первой для территории белорусских земель Конституции 3 февраля 1919 г. имело огромное историческое значение для будущей Республики Беларусь. Вместе с тем из всех советских конституций она была наиболее политизированной и лишала отдельных лиц и их группы ряда прав и свобод.
Вторая Конституция БССР, принятая 11 апреля 1927 г., сохранила в себе основные черты прошлой, однако была значительно расширена (состояла из 13 глав и 76 статей). Были внесены изменения в деятельность органов власти, изменена их структура, закреплялось равноправие четырех языков и др.
Согласно третьей Конституции БССР от 19 февраля 1937 г. законодательная власть в республике перешла от Съезда КП(б)Б к Верховному Совету БССР, произошла либерализация избирательного права, допускалась частная собственность. Именно эта Конституция была признана самой демократичной.
Четвертая Конституция БССР, принятая 13 апреля 1978 г., существенно отличалась от предыдущих своей структурой – появились преамбула и разделы. Оговаривались новые формы народной демократии – референдумы и всенародные обсуждения.
На фоне распада Советского Союза в Беларуси возникла необходимость изменения конституционных основ государственного строя.
К тому моменту, когда СССР официально прекратил существование, в Беларуси уже почти полтора года действовала (с 27 июля 1990 г.) Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» (далее – Декларация), ставшая позже прототипом Конституции Республики Беларусь. Документ приняло коммунистическое большинство Верховного Совета БССР во время политической и социально-экономической нестабильности. Декларация провозглашала самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территорий, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. Однако Декларация была хороша только как временная мера.
С развалом СССР стало очевидно, что белорусам необходим Основной Закон, который определит государственный строй в новой стране. В республике действовали два акта одноуровневого характера, но во многом противоречащие друг другу и фактическому состоянию страны: Конституция БССР 1978 года и Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики».
Над проектом Конституции 1994 года велась масштабная работа, которая затянулась из-за внутрипарламентской борьбы, внешних обстоятельств, смен председателей Конституционной комиссии на несколько лет (1990–1994 гг.). Главный вопрос заключался в том, какой быть республике: президентской или парламентской?
15 марта 1994 г. была принята Конституция, которая впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства.
Справочно:
Ежегодно в Республике Беларусь 15 марта отмечается государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь.
Конституция 1994 года явилась результатом политического компромисса. Его суть состояла в том, что в Республике Беларусь учреждался институт Президентства, против которого длительное время (начиная с 1990–1991 гг.) выступала группа депутатов Верховного Совета, которые, не будучи уверенными в победе своих кандидатов на предстоящих президентских выборах, приложили немало усилий к тому, чтобы сохранить за Парламентом значительные властные полномочия. Поэтому в конечном итоге полномочия и ресурсы власти, которыми наделялся Президент, были ограничены.
В этом же году состоялись первые выборы Главы государства.
За десятилетия Основной Закон пережил не одно изменение, каждый раз становясь зеркалом эпохи.
Являясь по своей сути антикризисной, вместе с тем Конституция 1994 года не могла в полной мере обеспечить достаточный баланс интересов ветвей власти. Верховный Совет блокировал многие решения Президента страны, направленные на преодоление экономического кризиса. Все это обусловило необходимость совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть и внутриполитическую стабильность.
На первый за годы независимости референдум 14 мая 1995 г. были вынесены жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; об экономической интеграции с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
Справочно:
В ходе всенародного голосования инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества. В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64,8 % имевших на это право граждан. За внесение изменений в действующую Конституцию проголосовали 77,7 % избирателей.
В это время страна, переживавшая острый экономический кризис, вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации было принято решение снова напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.
На второй республиканский референдум 24 ноября 1996 г. были вынесены два проекта обновленной Конституции. Президентом Республики Беларусь было инициировано четыре вопроса: о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.
Справочно:
В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14 % граждан, внесенных в списки для голосования.
В результате голосования проект Основного Закона, предложенный А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45 % от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9 %.
В обновленном Основном Законе существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. Так родилась президентская республика, которая позволила нашей стране добиться значительных успехов в государственном и хозяйственном строительстве за последние тридцать лет. Курс Президента на построение сильного правового социального государства полностью оправдался и дал конкретные результаты.
Полное взаимопонимание между Главой государства и народом позволило стране не только отойти от пропасти, но и твердо встать на путь созидания, поступательного развития.
Нельзя не признать, что именно третий референдум 17 октября 2004 г. закрепил и обеспечил дальнейшее устойчивое социально-экономическое развитие республики. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.
Справочно:
По данным Центризбиркома, в голосовании приняли участие 90,28 % граждан, внесенных в списки для голосования. Решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42 % из них.
Прошедший всенародный плебисцит сплотил белорусское общество, а 10-летняя работа президентской власти получила наивысшую оценку наших граждан.
Очередную проверку на зрелость наша страна прошла в 2020 году, когда под угрозой оказались суверенитет и территориальная целостность Беларуси. Благодаря несгибаемой воле белорусского лидера А.Г.Лукашенко и поддержке большинства наших граждан удалось отстоять суверенитет, мир и спокойствие в стране.
Кроме того, современные геополитические вызовы, актуализация проблем мира и гражданского согласия объективно потребовали конституционных преобразований.
Основной Закон Беларуси был существенно обновлен в результате проведения четвертого референдума 27 февраля 2022 г.
Справочно:
В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 78,63 % от числа граждан, внесенных в списки для голосования.
За принятие изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь проголосовало 82,86 % избирателей от принявших участие в голосовании.
По результатам референдума скорректированы преамбула и 85 статей Конституции, включено 11 новых статей, исключены – 2. Конституция дополнена новой главой – «Всебелорусское народное собрание».
Символично, что обновленный Основной Закон страны вступил в силу 15 марта 2022 г. – в День Конституции Республики Беларусь.
Изменения прежде всего затронули вопросы государственного устройства суверенной Беларуси. Были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС, Собрание) как высшего представительного органа народовластия. И в этом уникальность нашей страны.
Вовлеченность белорусского общества в принятие решений стратегического уровня очень высокая. Ведь в ВНС представлен максимальный срез общества. В него вошли Президент, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов, гражданского общества.
В связи с перераспределением полномочий на Всебелорусское народное собрание возложен ряд важнейших функций. В их числе: определять стратегическое направление развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного стоя, обеспечивать преемственность поколений, гражданское согласие в обществе и др.
ВНС дало старт новому этапу политического развития нашей страны. Состав делегатов Всебелорусского народного собрания и порядок его формирования позволяют учитывать голос и волю всех жителей страны, принимать на самом высоком уровне единое решение, являющееся обязательным для исполнения всеми государственными органами.
Изменения требований к кандидату в Президенты Беларуси – это конституционная норма, и она также была принята на референдуме. В обновленной Конституции установлено: Президентом может стать гражданин Беларуси по рождению, не моложе 40 лет, постоянно проживающий в нашей стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Кроме того, он не должен иметь ранее или в данный момент гражданство либо подданство другого государства, а также документов, которые дают преференции по политическому, религиозному либо национальному признаку. Эта же норма, кроме возрастного ценза, трансформировалась и на требования к кандидатам в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, делегаты ВНС и депутаты местных Советов депутатов. Определены два президентских срока.
Новации в части перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством способствуют более эффективной работе системы государственного управления, когда госорганы в полном объеме выполняя свои функции, принимают самостоятельные решения и отвечают за их реализацию. Это залог того, что наша страна не просто способна выстоять в любой ситуации, но и будет успешно развиваться.
Справочно:
В определенной мере ограничены полномочия Президента в законотворческом процессе – исключено право Главы государства издавать декреты как законодательные акты. Правительство наделено дополнительными полномочиями в сферах науки и инноваций, государственно-частного партнерства, усилена роль Правительства в управлении бюджетно-финансовой сферой государства. Расширены полномочия Парламента в решении кадровых вопросов и осуществлении контрольных функций.
Получили развитие конституционные положения о социальном характере белорусского государства. По-прежнему приоритетом является идея социального государства по обеспечению достойного уровня и качества жизни, сохранению и укреплению здоровья граждан, защите интересов простых граждан, поддержке тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Бесплатное образование и здравоохранение, стабильное пенсионное обеспечение и многое другое – все это наша современная реальность.
Вместе с тем каждому предоставлена возможность созидать и создавать свое благополучие. Подразумевается, что усилия по достижению благополучия должны прилагать и жители нашей страны, а не только государство. Положениями обновленной Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Такой подход базируется на традиционном для Беларуси уважительном отношении к человеку труда, создающему общественные блага.
Подчеркивает прогрессивный характер Основного Закона страны наличие прав человека нового поколения. В частности, с развитием информатизации и других явлений цифровой эпохи государство должно создавать условия для защиты персональных данных граждан и гарантировать безопасность личности и общества при их использовании.
Впервые в истории Беларуси важной нормой стало введение института индивидуальной конституционной жалобы. Раньше подать конституционную жалобу можно было только опосредовано – через уполномоченных субъектов. Право на прямое обращение в Конституционный Суд имеет важнейшее значение в укреплении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан.
В условиях современных вызовов и угроз, когда Беларусь находится «под прицелом» агрессивной пропаганды недружественных нам стран, сохранение исторической памяти приобретает исключительно важное значение. Именно она лежит в основе мировоззрения личности, ее гражданских и патриотических качеств. Историческая память способствует формированию культуры, традиций и духовного мира, определяющих самоидентификацию народа. Это особенно актуально в условиях информационных и гибридных войн.
В судьбоносные моменты мы традиционно обращаемся к славному прошлому белорусского государства, достижениям наших великих соотечественников. Наши предки, находясь на геополитическом перекрестке, через который прокатились тысячи войн и военных конфликтов, отстояли свое право жить и созидать на этой земле. Поэтому для дальнейшего успешного развития нашей страны очень важно раскрывать и сохранять в сердцах и душах подрастающих поколений историческую память о славных ратных делах, героизме и подвиге белорусского народа.
Закрепление в Основном Законе понятия «брак как союз женщины и мужчины» – ответ на современные угрозы и забота о будущем страны. В наших традициях и исконных ценностях заложено классическое понимание семьи, в которой есть родители и дети. Продолжение такого уклада – вопрос сохранения нашей страны. Разложение института традиционной семьи и насаждение в сознании современной молодежи искаженных неолиберальных представлений о браке является демографической миной. Ведь происходящая трансформация института семьи сопровождается изменением всей системы ценностей, места семьи в этой системе, характера основных функций семьи и т.д.
В обновленной Конституции отсутствует положение о стремлении к нейтралитету, но при этом подчеркнуто, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Мы – мирная страна, всегда открытая для равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Мы никому никогда не угрожали.
Республика Беларусь – атомная держава. В основном Законе закреплена ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии. БелАЭС – крупнейший для нашей страны высокотехнологичный проект, отвечающий самым современным требованиям безопасности, что имеет первостепенное значение для белорусов, переживших страшные последствия катастрофы на ЧАЭС.
Охрана природной среды и бережное отношение к природным ресурсам в соответствии с Конституцией является долгом каждого гражданина. Это вполне объяснимо, ведь мы хотим жить в благоприятной среде. А это значит, что для каждого из нас бережное отношение к природе должно стать образом мышления и нормой жизни.
Таким образом, проведение республиканского референдума в 2022 году и обновление Конституции – это ответ общества на возникающие на нашем пути вызовы и угрозы.
Тут уместно привести слова белорусского лидера А.Г.Лукашенко: «Мы не просто укрепили, я бы сказал, зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор» (из выступления 4 марта 2022 г. на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь).
****
Проведенный 27 февраля 2022 г. республиканский референдум убедительно показал, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы. А принятие обновленной Конституции Республики Беларусь – свидетельство проявления воли народа сохранить социально-экономическую модель развития, укрепить государственный суверенитет, защитить национальную идентичность.