![]() |
Официальная правовая информация. Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 12.03.2025 Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь |
МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(март 2025 г.)
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ ЕДИНСТВА И ПРОЦВЕТАНИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
(для работников предприятий реального сектора экономики)
Принятие в 1994 году Конституции независимой Республики Беларусь, определившей стратегические цели развития белорусского общества и государства, установившей основы государственного строя, гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, является, безусловно, исторически значимым событием для народа Беларуси.
Конституция не только на формальном юридическом уровне закрепила суверенитет страны. Как следует из ее преамбулы, народ Беларуси заявил о себе как о полноправном субъекте мирового сообщества, подтвердил преемственность с многовековой историей развития белорусской государственности.
«С принятием Конституции начался отсчет нового этапа истории современной Беларуси – суверенной и политически независимой. Именно тогда были заложены фундаментальные правовые основы развития нашего государства и общества.
Вдумайтесь: чуть больше 30 лет назад. В истории мира, человечества – это всего лишь миг. А для нас – тех, кто все эти годы строил нашу страну, – целая жизнь. Сложная, противоречивая, порой на грани возможностей, но, безусловно, интересная и, главное, – без остатка отданная любимой стране жизнь. И на этом пути Конституция Республики Беларусь стала нашим ориентиром, поистине народным государствообразующим документом, что особенно проявилось в ходе наших референдумов» (А.Г.Лукашенко, из выступления на встрече, приуроченной к 30-летию Конституции Беларуси 15 марта 2024 г.).
История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года
В начале 1990-х годов в условиях демократизации государственных и общественных институтов, поляризации различных социальных групп и общественного мнения назрела необходимость закрепления политического и экономического плюрализма на конституционном уровне. В общественном сознании утвердилась идея обретения союзными республиками государственного суверенитета, создания условий для достойного и свободного развития личности, что требовало реформирования Конституции.
Общественно-политическая ситуация в указанный период усугублялась масштабным экономическим кризисом, вызванным неэффективностью советской модели экономики, что повлекло снижение управляемости государства и общества. В данных условиях в средствах массовой информации активно обсуждались пути реформирования государственного устройства страны. Мнения относительно формы правления в будущем государстве сводились к двум концептуальным идеям: построения в суверенной Беларуси президентской или парламентской республики.
Сторонники парламентарной формы правления апеллировали к историческому наследию. В истории Беларуси периода Средневековья и Нового времени и Великое Княжество Литовское, и Речь Посполитая были парламентскими государствами, где значительную роль играли сословно-представительные органы.
Приверженцы президентской формы правления утверждали, что на переломных этапах общественного развития необходима сильная исполнительная власть во главе с президентом республики, который сможет консолидировать общество и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах.
Вступившая в силу 30 марта 1994 г. Конституция Республики Беларусь фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на иной социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Она установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.
Впервые в Беларуси был введен институт президентства. Тогда, на переломном этапе развития страны белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.
10 июля 1994 г. после сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3 % граждан, принявших участие в голосовании.
Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
Справочно:
Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).
Правительство несло ответственность перед Президентом и перед парламентом.
Также учреждался институт конституционного контроля – Конституционный Суд Республики Беларусь.
Конституция 1994 года, президентские выборы создали объективные исторические предпосылки, заложили политические и правовые основы строительства суверенной и независимой Беларуси. Это свидетельствовало о том, что национальная элита вместе с белорусским народом обладает способностью и имеет возможность укреплять и развивать белорусскую государственность.
Однако отсутствие у национальной элиты политического и социального опыта и согласия, ее раскол, нежелание выстраивать отношения в соответствии с новыми принципами и нормами, закрепленными в Конституции, создали предпосылки для политического противостояния между законодательной и исполнительной властью. В этих условиях единственным арбитром в разрешении политического конфликта, ослаблявшего государственность, был белорусский народ.
Референдумы в Беларуси: вехи конституционного развития (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., 27 февраля 2022 г.).
Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 г. Учитывая сложившуюся социально-экономическую и политическую ситуацию, Президент Республики Беларусь вынес на республиканский референдум важнейшие вопросы о государственном флаге, государственном гербе, государственных языках, экономической интеграции с Российской Федерацией.
В ходе всенародного голосования 14 мая 1995 г. инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества. Решения референдума стали отражением политических и социально-экономических перемен в обществе и государстве, а также определили вектор развития белорусской государственности, совершенствования демократических институтов на перспективу.
Справочно:
В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64,8 % имевших на это право граждан. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3 % избирателей, за установление новых Государственного флага и Государственного герба – 75,1 %. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3 % граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию – 77,7 %.
Последующие попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.
Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы белорусской Конституции 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.
Для выхода из этой ситуации в августе 1996 г. А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал, но при этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос об упразднении поста Президента и превращении республики в парламентскую.
Таким образом, на второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.
В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45 % от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9 % от общего числа избирателей.
Справочно.
В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14 % граждан, внесенных в списки для голосования. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18 % граждан, за принятие предложенной А.Г.Лукашенко новой редакции Конституции – 70,45 %, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88 %, против отмены смертной казни – 80,44 %.
Новая Конституция вобрала в себя ключевые положения Всеобщей декларации прав человека, международные пакты ООН о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Внесенные изменения позволили обеспечить эффективную деятельность всех ветвей власти в интересах белорусского народа.
Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. За новую редакцию указанной нормы Конституции высказались 79,42 % граждан от общего числа внесенных в списки для голосования. При этом характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.
Но время не стоит на месте, происходят общемировые процессы, развитие общественных отношений внутри каждого государства. Наше – не исключение. Развитие государства в уже изменившихся условиях потребовало конституционных преобразований. Они были сделаны в 2022 году, но разговор о необходимости корректировки Основного закона начался гораздо раньше – еще в 2018-м. Уже тогда на встрече с судьями Конституционного Суда Президент озвучивал необходимость провести референдум. При этом он отметил, что Конституция должна идти на шаг-два впереди изменений общества.
Стремительное развитие всех сфер белорусского общества, укрепление осознания белорусами ценности национального суверенитета и существующая динамика геополитической ситуации стали важными обстоятельствами, побудившими к дальнейшему совершенствованию норм Основного Закона в 2022 году.
В основу работы Конституционной комиссии, созданной указом Главы государства 15 марта 2021 г., были положены предложения граждан по изменению Конституции, высказанные на диалоговых площадках в ходе подготовки шестого Всебелорусского народного собрания.
Важной составляющей подготовки проекта изменений в Конституцию стал сбор и анализ предложений общественности. Только в Конституционную комиссию поступило несколько тысяч конкретных предложений граждан, общественных объединений, экспертного сообщества. По всей Беларуси прошли диалоги и научные дискуссии, по итогам которых внесено более 15 тысяч предложений.
На заключительном этапе работы, по уже подготовленному проекту изменений Конституции также поступило около 9 тысяч предложений граждан и организаций.
При подготовке материалов к заседаниям Конституционной комиссии проанализированы конституции 193 государств мира, принят во внимание зарубежный опыт проведения конституционных реформ.
Справочно:
В Азербайджане за последние 30 лет проведено три конституционных референдума: в 2002, 2009 и 2016 годах. В Казахстане изменения в Конституцию вносились в 1998, 2007, 2017 и 2022 годах, в Кыргызстане за период 1994–2021 годов Основной закон менялся десять раз, в Узбекистане поправки вносились в 2009, а также в 2016 и 2017 годах, а 30 апреля 2023 г. прошел референдум по принятию новой редакции Конституции Узбекистана путем всенародного голосования.
Серьезные поправки в Конституцию Российской Федерации внесены в июле 2020 г. В соответствии с ними претерпели изменения не только полномочия органов власти, но и ряд основополагающих постулатов, затрагивающих идеологические концепты российского государства.
В каждом конкретном государстве свои основания и цели реформ, но общая тенденция – сохранение сильной государственной власти и обеспечение высокой динамики экономического развития.
Таким образом, внесение изменений в Конституцию Республики Беларусь на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. обусловлено объективной трансформацией общественно-политических и экономических процессов.
Основные конституционные преобразования, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.
В настоящее время Конституция Республики Беларусь содержит 9 разделов, 9 глав и 156 статей.
Сущность изменений Конституции заключается в следующем:
сохранена президентская форма правления с перераспределением полномочий Президента, Парламента и Правительства исходя из их конституционных функций;
установлен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие;
усовершенствованы конституционные основы избирательной системы, определен конституционный статус Центральной избирательной комиссии;
предусмотрен новый порядок формирования Верховного и Конституционного судов: председатели, заместители председателей и судьи Верховного и Конституционного судов избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием;
установлен на конституционном уровне статус Верховного Суда Республики Беларусь как органа, возглавляющего систему судов общей юрисдикции;
расширены гарантии судебной защиты прав граждан – установлено полномочие Конституционного Суда по рассмотрению конституционных жалоб граждан на нарушение их прав и свобод.
О некоторых изменениях более подробно.
Произошла трансформация трактовки понятия «социальное государство».
Конституционные положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав лиц с ограниченными возможностями, молодежи, государственной поддержки семьи, а также в сфере здравоохранения.
Такой подход базируется на традиционном для Беларуси уважительном отношении к человеку труда, создающему общественные блага.
В целях установления взаимной ответственности и взаимодействия личности и государства статья 21 Конституции дополнена новой частью следующего содержания: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства».
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая на акции «Марафон единства» 24 февраля 2025 г., сказал: «Свою жизнь мы также определили давно. Наша жизнь – это равные возможности для всех! Равные возможности! Это общество справедливости. Мы будем опираться на порядок и безопасность нашего общества. … Но это, подчеркиваю, будет общество возможностей! …Все будут иметь и имеют уже равные возможности. Только вы не забывайте о своих обязанностях».
Закрепление понятия «брак» как союза мужчины и женщины.
Продолжение такого уклада сейчас – вопрос сохранения страны.
Это ответы на современные угрозы и забота о будущем страны. Дело в том, что в наших традициях и исконных ценностях заложено классическое понимание семьи, где есть папа и мама, дети. Продолжение такого уклада сейчас – вопрос сохранения страны. Если в государстве есть супруг № 1 и супруг № 2, у которых не может быть детей в силу объективных причин, то какое будущее его ждет? Когда нашей молодежи насаждают эти псевдоценности, близкие Западу, о последствиях их не говорят. А молодые люди в силу возраста в большинстве своем не склонны думать о будущем, они живут моментом. Поэтому сейчас позаботиться о сохранении народа, скорее, задача более старшего поколения. Кроме того, в Конституции прописаны обязанности родителей воспитывать детей, готовить их к общественному труду, прививать культуру и уважение к законам, истории и национальным традициям. Поэтому закрепление понятия «брак» как союза мужчины и женщины было логично.
«Культ полноценной семьи с двумя и более детьми должен быть стилем жизни белорусов. Только так мы можем быть уверены, что следующие за нами поколения будут прирастать, а значит, крепко держать суверенитет в своих руках и гарантированно жить в мире» (А.Г.Лукашенко, Послание белорусскому народу и Национальному собранию – 2023).
Также конституционно закреплено сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм как долг каждого гражданина Республики Беларусь.
В этой связи в Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной решением Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 5, вопросам сохранения и защиты исторической памяти также уделяется особое внимание.
Например, в соответствии с пунктом 8 Концепции защита исторической памяти признается одним из стратегических национальных интересов, а согласно пункту 29 Концепции искажение исторической правды и памяти о героическом прошлом белорусского народа относится к числу основных угроз национальной безопасности Республики Беларусь.
*****
В условиях нестабильности в мире, крупномасштабных военно-политических конфликтов, введения санкций и нарушения международно признанных прав человека, мы идем к целям, которые определены в обновленной Конституции. Уже решаем задачи по упрочнению суверенитета, построению государства для народа, гарантированию прав и свобод человека, обеспечению защищенности сбалансированных интересов личности, общества и страны в целом.
Президентские выборы стали завершающим этапом большой деятельности по укреплению политического строя в Беларуси.
Белорусы убедительно продемонстрировали свою сплоченность, рост политической культуры, непререкаемость государственного суверенитета. Сейчас предстоит вместе проводить дальнейшую работу по укреплению тех положительных тенденций, которые набрали силу в обществе.